Урок русского языка в 8-м классе по теме "Понятие об односоставных предложениях"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении.
  2. Сформировать умение различать виды простого предложения по грамматической основе.
  3. Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение вычленять грамматическую основу любой конфигурации; продолжить работу по культуре речи.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе на примере русской поэзии, прозе.

Оборудование урока: Учебник русского языка. Практика. 8 класс. Портреты русских поэтов (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова), дополнительный материал на доске, индивидуальные тестовые задания, компакт-диск “Теория русского языка”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Создание атмосферы мотивации к изучению новой темы.

Вопрос: Что вы знаете о простом предложении? Приведите примеры.

А сегодня вы не только это повторите, но узнаете о предложении такое, что станете просто умниками-филологами. А кто такие филологи?

2. Чтение строфы из стихотворения М.Ю.Лермонтова (стихотворение записано на доске):

Люблю дымок спале(нн,н)ой жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

А. Решение орфографической задачи (обозначить орфограммы и объяснить их) – 1 ученик;
Б. Классификация орфограмм по видам – 2-ой ученик;
В. Задание “Лови ошибку” (проверка) – 3-ий ученик;
Г. Объяснить пунктуацию – 4-ый ученик.

Вопрос: Что же так любо поэту?

Приведите примеры стихотворений о природе.

Вопрос: Что вызывают в человеке стихи о природе?

3. Работа над новым материалом. На доске записаны предложения (грамматические основы подчеркиваются в ходе выполнения задания Б):

грозу в начале мая.
Снегопад.
платье снов.
Цыплят по осени .
ко мне коня.
Весна.

А. Рассмотрите предложения по наличию главных членов предложения: состоит из одного главного члена предложения – сказуемого, состоит из одного главного члена предложения – подлежащего.

Б. Подчеркните грамматические основы данных предложений.

- Как называются предложения с двумя главными членами?
- А с одним главным членом?

В. Ознакомление с новыми понятиями:

Односоставное предложение.
Двусоставное предложение.

Г. Отличие 1-го предложения от 2-го предложения.

1 предложение – главный член – сказуемое;
2 предложение – главный член – подлежащее.

Эти две группы предложений различают по главному члену: первое со сказуемым, последнее с подлежащим.

Д. Работа с учебником (самостоятельно).

Задание: Найти новое понятие, о котором еще я не сказала.

Ответ: сказуемное предложение и подлежащное.

Е. Объяснительный диктант:

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь “ Летучая мышь” висит на стене. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке. Сон в осенние ночи в палатке крепкий. Часто просыпаешься, выходишь посмотреть на небо. Ночь. Тишина.

4. Самостоятельная работа с текстом:

А. Орфографическая задача: классифицировать орфограммы по видам.
Б. Определить тип текста (повествование).
В. Указать главные члены предложения, определить предложение по наличию главных членов.
Г. Анализ предложения с однородными членами.
Д. Определите вид глагола – 1-е лицо, настоящего времени, можно подразумевать подлежащее в 1-ом и 2-ом лице – ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ односоставное предложение.

5. Закрепление нового материала.

6. Самостоятельная работа упр. 193, стр.85.

Проверка у доски и индивидуально учитель проверяет тетрадь.

7. Игровой момент “Поединок грамотеев”.

Словарно-орфографическая работа: у доски параллельно работает два ученика. Записывают слова таким образом, чтобы не видеть запись друг друга, и обозначают орфограммы:

  • Иссушить, рассмеяться, разрастись, разжигать, бесчувственный, бесследно, беспорядочно, расплакалась, расстегнуть;
  • Задание со сложностью - придумать 5 примеров на это же правило.

8. Творческое задание:

Составить текст о природе, о погоде по возможности из односоставных предложений. Задание выполняется по времени от 3-х до 5 минут.

9. Литературная викторина: стихотворение А.Пушкина “Зимнее утро” – аудиозапись (или чтение наизусть учеником).

Найти односоставные предложения на слух. Выставление оценок.

Д/з. Упр. 197. Теория стр.180-181.

10. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?
- Интересно ли вам было?
- Легко ли было работать?
- Как мы следили за речью на уроке?

Девиз культурного человека: сохранять великое русское слово.