Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении.
- Сформировать умение различать виды простого предложения по грамматической основе.
- Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение вычленять грамматическую основу любой конфигурации; продолжить работу по культуре речи.
- Воспитывать бережное отношение к природе на примере русской поэзии, прозе.
Оборудование урока: Учебник русского языка. Практика. 8 класс. Портреты русских поэтов (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова), дополнительный материал на доске, индивидуальные тестовые задания, компакт-диск “Теория русского языка”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Создание атмосферы мотивации к изучению новой темы.
Вопрос: Что вы знаете о простом предложении? Приведите примеры.
А сегодня вы не только это повторите, но узнаете о предложении такое, что станете просто умниками-филологами. А кто такие филологи?
2. Чтение строфы из стихотворения М.Ю.Лермонтова (стихотворение записано на доске):
Люблю дымок спале(нн,н)ой жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
А. Решение орфографической задачи (обозначить
орфограммы и объяснить их) – 1 ученик;
Б. Классификация орфограмм по видам – 2-ой ученик;
В. Задание “Лови ошибку” (проверка) – 3-ий ученик;
Г. Объяснить пунктуацию – 4-ый ученик.
Вопрос: Что же так любо поэту?
Приведите примеры стихотворений о природе.
Вопрос: Что вызывают в человеке стихи о природе?
3. Работа над новым материалом. На доске записаны предложения (грамматические основы подчеркиваются в ходе выполнения задания Б):
грозу в
начале мая.
Снегопад.
платье снов.
Цыплят по осени .
ко мне коня.
Весна.
А. Рассмотрите предложения по наличию главных членов предложения: состоит из одного главного члена предложения – сказуемого, состоит из одного главного члена предложения – подлежащего.
Б. Подчеркните грамматические основы данных предложений.
- Как называются предложения с двумя главными
членами?
- А с одним главным членом?
В. Ознакомление с новыми понятиями:
Односоставное предложение.
Двусоставное предложение.
Г. Отличие 1-го предложения от 2-го предложения.
1 предложение – главный член – сказуемое;
2 предложение – главный член – подлежащее.
Эти две группы предложений различают по главному члену: первое со сказуемым, последнее с подлежащим.
Д. Работа с учебником (самостоятельно).
Задание: Найти новое понятие, о котором еще я не сказала.
Ответ: сказуемное предложение и подлежащное.
Е. Объяснительный диктант:
Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь “ Летучая мышь” висит на стене. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке. Сон в осенние ночи в палатке крепкий. Часто просыпаешься, выходишь посмотреть на небо. Ночь. Тишина.
4. Самостоятельная работа с текстом:
А. Орфографическая задача: классифицировать
орфограммы по видам.
Б. Определить тип текста (повествование).
В. Указать главные члены предложения, определить
предложение по наличию главных членов.
Г. Анализ предложения с однородными членами.
Д. Определите вид глагола – 1-е лицо, настоящего
времени, можно подразумевать подлежащее в 1-ом и
2-ом лице – ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ односоставное
предложение.
5. Закрепление нового материала.
6. Самостоятельная работа упр. 193, стр.85.
Проверка у доски и индивидуально учитель проверяет тетрадь.
7. Игровой момент “Поединок грамотеев”.
Словарно-орфографическая работа: у доски параллельно работает два ученика. Записывают слова таким образом, чтобы не видеть запись друг друга, и обозначают орфограммы:
- Иссушить, рассмеяться, разрастись, разжигать, бесчувственный, бесследно, беспорядочно, расплакалась, расстегнуть;
- Задание со сложностью - придумать 5 примеров на это же правило.
8. Творческое задание:
Составить текст о природе, о погоде по возможности из односоставных предложений. Задание выполняется по времени от 3-х до 5 минут.
9. Литературная викторина: стихотворение А.Пушкина “Зимнее утро” – аудиозапись (или чтение наизусть учеником).
Найти односоставные предложения на слух. Выставление оценок.
Д/з. Упр. 197. Теория стр.180-181.
10. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Интересно ли вам было?
- Легко ли было работать?
- Как мы следили за речью на уроке?
Девиз культурного человека: сохранять великое русское слово.