Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам вариант урока «Словообразование и орфография. Морфемы, их типы и функции», который может быть использован как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления, обобщения и систематизации знаний в старшей школе. Этот материал требует периодического повторения, так как ошибки в неумении выделять части слова приводят к орфографическим и грамматическим ошибкам. Следовательно, сформулируем цель уроков: научить выделять в слове корень, а также приставку, суффикс, окончание (если они есть), соединительную гласную (если слово сложное), чтобы применять правила правописании.
Дидактический материал, собранный мною, поможет учителю в его работе.
Каждый учитель выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока – пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:
- актуализировать ранее полученные знания;
- коллективный поиск «от простого к сложному»;
- исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;
- интенсивная самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).
Для успешного усвоения материала необходимо:
- научить учеников различать морфемы и способы образования слов;
- обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание на иноязычные и исконно русские слова, которые не подчиняются основным правилам словообразовательного и морфемного разбора;
- обучать школьников «технике мышления»;
- сформировать умения и навыки аналитико-синтетической работы;
- сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти и способ объяснения написания орфограмм. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.
Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала.
Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:
- развитию речи школьников;
- формированию художественного мышления;
- зрительной и слуховой памяти учащихся;
- закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащению словарного и лексического запаса.
Данный вид деятельности является не только
одним из путей интеграции уроков русского языка
и литературы, но и повышает интеллектуальный
уровень учеников, даёт возможности более
осмысленно подходить к изучению материала.
Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения,
которые ученики учат наизусть, умеют
анализировать разные его уровни (фонетический,
лексический, морфологический, орфографический,
пунктуационный). Следует иметь в виду, что
учитель выбирает тот уровень анализа, который
необходим для данного урока.
Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…
Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.
Оборудование урока:
- карточки с индивидуальными заданиями;
- таблицы, схемы, рисунки;
- учебник: «Русский язык» под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой;
- пособие «Русский язык. Единый государственный экзамен(2009). Универсальные материалы для подготовки учащихся» Интеллект-Центр.2009.
Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.
Литература:
- Баранов М.Т., Ипполлитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.П. Методика преподавания русского языка в школе/ Под ред. Баранова М.Т.М., 2001.
- Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе// Русский язык в школе, 2000, №4.
- Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: htt:// www. gramota.ru.
- Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.
- Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.
- Нарушевич А.Г. Русский язык, 2007, №19.
- Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.
- Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М.: АСТ,2004.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
- Тихонов А.Н., Лагутова Е.Н. Множественность словообразовательной структуры наречий // Русский язык в школе, 1978, №6.
- Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. М., 1953.
Словари и справочники:
- Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005.
- Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамматических омонимов русского языка. М.: Астрель, 2004.
- Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Л., 1974.
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: Русск. яз.,1990.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2005.
- Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.