Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Задачи и цели урока.
- Закрепить и систематизировать знания о глаголе как части речи, полученные на предыдущих уроках.
- Закрепить знания о неопределенной форме.
- Повторить и закрепить материал о спряжении глагола, тренировать в определении спряжения.
- Совершенствовать умения правильно писать слова с безударными личными окончаниями глаголов.
- Отработать орфограмму не с глаголами.
- Совершенствовать умения правильно писать возвратные глаголы, закрепить навык использования правила о написании -тся и -ться в глаголах.
- Тренировать в морфологическом разборе глагола.
- Развивать речь учащихся, активный словарный запас.
- Развивать умение работать коллективно.
Он энергичен, многолик,
Глагол, он действовать привык.
(Л. Татьяничева)
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Разрешите представить вам дядюшку Глагола, который сегодня пришел к нам в гости. Он обратился к нам с просьбой: построить дом для жителей страны Глаголии.
– Прежде чем возводить этажи дома, что строят? (Фундамент)
– Как вы думаете, что будет фундаментом дома дядюшки Глагола? (Неопределенная форма)
– Что вы можете сказать о глаголе в неопределенной форме? (Это начальная форма глагола, инфинитив. Отвечает на вопросы что делать? или что сделать? Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Например: посадить, читать, петь.)
(На доске появляется фундамент дома.)
3. Постоянные признаки глагола.
– У каждого человека есть признаки постоянные и непостоянные, так и у глагола. Построим постоянным признакам квартиры на первом этаже здания.
– Какие постоянные признаки глагола мы знаем? (Спряжение, возвратность)
– Определите спряжение глаголов: шумит, плывут, бежим, поете, идет, кричат, сидите, польют.
(Запись глаголов, определение спряжения в тетрадях, один ученик у доски.)
– Как мы определяли спряжение у этих глаголов? (По ударному окончанию)
(Появляется квартира спряжения на первом этаже дома)
4. Грамматические задачи.
Задача 1.
– Образуйте от глаголов однокоренные возвратные глаголы. Как изменился их смысл?
Мыть – (мыться), одевать – (одеваться), торопить – (торопиться), учить – (учиться).
– Почему в этих парах везде мягкий знак? (Потому что это инфинитив. Вопрос к глаголам что делать?)
– Как мы напишем глаголы моется, одевается, торо'пится, у'чится? (Без мягкого знака. Это форма 3 лица. Вопрос к глаголам что делает?)
Задача 2.
– Придумайте короткие предложения с глаголами вернутся – вернуться, встретится – встретиться.
5. Изменение глаголов.
– Меняются условия, меняется настроение, меняются признаки. На следующем этаже поселим непостоянные признаки.
– Образуйте от глаголов пришить, говорить настоящее, прошедшее и будущее время.
наст. вр. прош. вр. буд. вр. |
пришить ---------- пришил пришью |
говорить говорю говорил буду говорить |
(Запись на доске и в тетрадях)
– Найдите в четверостишии из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева “Весна” глаголы, запишите, определите время и число.
(Один учащийся у доски, остальные в тетрадях)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
(Появляются квартиры времен и чисел на втором этаже)
– Как еще изменяются глаголы? (В настоящем и будущем времени по лицам, в прошедшем времени по родам.)
– Определите лицо или род у записанных глаголов. (Устно)
(Появляются квартиры для лица и рода)
– Какие еще поэты посвятили свои стихотворения этому времени года?
(Учащиеся зачитывают отрывки из стихотворений, называют авторов)
6. Физкультминутка.
(Звучит запись музыки из цикла “Времена года” (“Весна”))
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
7. Повторение глагольных орфограмм.
– Оставшиеся квартиры на третьем этаже займут глагольные орфограммы. Какую из них мы уже повторили? (Написание возвратных глаголов на -тся и -ться)
(Появляется квартира этой орфограммы на третьем этаже)
– Какие еще глагольные орфограммы нам известны?
(Безударные личные окончания глаголов, мягкий знак после шипящей в инфинитиве и во 2 лице единственного числа, не с глаголом, написание окончаний у глаголов в форме 2 лица множественного числа.)
– Перед каждым из вас листок с предложениями. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
- Чего (не) зна…ш(?), того (не) говори.
- Упрямого ничем (не) убедиш(?).
- Родную мать никем (не) замен…ш(?).
- Надо трудит(?)ся, а (не) ленит(?)ся.
- Учит(?)ся – что грести против течения – только перестан…ш(?), тебя гонит назад.
– Как называются меткие, краткие изречения, заключающие в себе народную мудрость? (Пословицы)
– Почему в пословицах так много глаголов с отрицанием? (Человек в жизни часто поступает неправильно, поэтому пословицы учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека.)
– Вспомните и подарите мне по одной пословице.
– А вот мой подарок вам: Не знаешь человека – не суди его.
8. Игра “Эстафета”.
На трех листах записаны глаголы с пропущенной гласной в окончании. Каждый учащийся по очереди вписывает нужную букву в окончание и указывает спряжение.
Материал для игры:
молв_шь сажа_шь куша_шь гон_шь увид_шь мерзн_шь |
слыш_те наблюда_те потерп_те напада_те постел_те скаж_те |
зева_м налад_м побре_м запуга_м посмотр_м рису_м |
(Проверка учителем результатов)
(В доме появляются квартиры третьего этажа)
9. Диктант. Синтаксический разбор. Морфологический разбор.
– Запишите под диктовку предложение. Выполните его синтаксический разбор.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
– Расскажите о синтаксической роли глагола в предложении.
(Появляется крыша дома с надписью – сказуемое.))
– Выполните морфологический разбор глаголов из этого предложения.
10. Итог урока.
– Вот и сделали мы подарок дядюшке Глаголу, построили дом для жителей страны Глаголии.
Д.з. Запишите две строфы из любого стихотворения русских поэтов о весне, подчеркните все глаголы, выполните морфологический разбор трех из них.
Сказуемое
Глагольные орфограммы | ||||||||||||||||
Безударное личное окончание | 2 л., мн.ч. | Возвратные глаголы | Не с глаголом | Ь после шипящих | ||||||||||||
I спр. -е -у(-ю) |
II спр. -и -а(-я) |
-ите, -ете |
Н.ф. -ться |
3 л. -тся |
Раздельно, кроме | Н.ф. | 2 л., ед.ч. | |||||||||
Непостоянные признаки | ||||||||||||||||
Время | Число | Лицо (наст. и буд. вр.) | Род (прош. вр., ед. ч.) | |||||||||||||
Настоящее | Прошедшее – л – |
Будущее простое сложное |
Единственное | Множественное | 1 | 2 | 3 | Мужской | Женский | Средний | ||||||
Постоянные признаки | ||||||||||||||||
Спряжение | Возвратность | |||||||||||||||
I спр. | II спр. | Возвратный ся, сь |
Невозвратный | |||||||||||||
Инфинитив, неопределенная форма, начальная
форма – н.ф. что делать? что сделать? Писать, нарисовать. |