Цель: знакомство с понятием пейзаж, умение различать типы речи, использовать в письменной речи особенности данного стиля, развитие речи, творческих способностей учащихся.
Используемые средства и методические материалы: Русский язык (учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), мультимедийный аппарат для показа слайдов с текстами и картиной.
План
1. Ориентационно-мотивационный этап
(обоснование темы, определение цели и желаемого конечного результата, план работы)
2. Операционно-исполнительский этап
1) Словарная работа (работа с упражнением 276)
Пейзаж
Работа с картиной (ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Подберите словарные слова, которые можно использовать для описания данного пейзажа. Составьте предложение(слова записываются на доску)
- Используя словарные слова коллективно опишите картину так, чтобы получился текст (каждое следующее предложение должно быть продолжением предыдущего; один ученик – одно предложение)
2) Повторение типов речи.
Определите тип речи (тексты выносятся на интерактивную доску) Приложение.
- На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих милых цветков под стать их красоте: купальницы. Купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения!
- В мае Новосибирск отметил традиционный День ассоциации. Новосибирская ассоциация лицеев и гимназий существует уже одиннадцать лет. Пожалуй, инновацией ее не назовешь. Но организации, подобной ей, существующей реально, а на бумаге, действующей весомо, интеллигентно, зримо, в Сибири нет.
- Слово поляны является именем существительным.
Во-первых, оно обозначает предмет. Что? Поляны. Начальная форма – поляна.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения.
Употреблено в винительном падеже, во множественном числе – это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является дополнением.
3) Творческий диктант
Вспомним, что такое эпитет.
Задание: вставьте подходящие по смыслу эпитеты, выраженные именами прилагательными. Подчеркните их как члены предложения.
Толстой ----------- крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна ----------вода. В ---------- реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь ------ воду, не блестит песок, не цветут ---------- травы.
В ----------- тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят ----------- стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.
Толстой ледяной крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная вода. В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь темную воду, не блестит песок, не цветут водяные травы.
В глубокой тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят большими стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.
4) Диктант по аналогии
Задание: опишите по аналогии другую птицу
Зимой в тундре падают с веток и зарываются в снег белые куропатки. На деревьях они клюют почки, а под снегом ищут мерзлые ягоды и спасаются в пургу. Зимой куропатки совсем белые.
5) Сочинение-миниатюра
Рассмотрите картину (слайд). Приложение.
Что изображено на картине?
Подумайте, какую основную мысль вы хотите передать в своем сочинении.
Какие языковые средства помогут вам в этом?
Задание: Напишите сочинение-миниатюру, используя тип речи описание.
3. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов урока.
- Какие цели ставили? Что изучили? С какими понятиями познакомились? Что понравилось? Что вызвало затруднения?
- Задание: Рассказать об именах прилагательных с точки зрения использования их в речи. Для аргументации пользуйтесь словами: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, следовательно, значит (повторение темы «Доказательства в рассуждении»).
- Рецензия на ответ ученика.