Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме "Имя прилагательное" (описание природы)

Разделы: Русский язык


Цель: знакомство с понятием пейзаж, умение различать типы речи, использовать в письменной речи особенности данного стиля, развитие речи, творческих способностей учащихся.

Используемые средства и методические материалы: Русский язык (учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), мультимедийный аппарат для показа слайдов с текстами и картиной.

План

1. Ориентационно-мотивационный этап

(обоснование темы, определение цели и желаемого конечного результата, план работы)

2. Операционно-исполнительский этап

1) Словарная работа (работа с упражнением 276)

Пейзаж

Работа с картиной (ПРИЛОЖЕНИЕ)

  1. Подберите словарные слова, которые можно использовать для описания данного пейзажа. Составьте предложение(слова записываются на доску)
  2. Используя словарные слова коллективно опишите картину так, чтобы получился текст (каждое следующее предложение должно быть продолжением предыдущего; один ученик – одно предложение)

2) Повторение типов речи.

Определите тип речи (тексты выносятся на интерактивную доску) Приложение.

  1. На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих милых цветков под стать их красоте: купальницы. Купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения!
  2. В мае Новосибирск отметил традиционный День ассоциации. Новосибирская ассоциация лицеев и гимназий существует уже одиннадцать лет. Пожалуй, инновацией ее не назовешь. Но организации, подобной ей, существующей реально, а на бумаге, действующей весомо, интеллигентно, зримо, в Сибири нет.
  3. Слово поляны является именем существительным.

Во-первых, оно обозначает предмет. Что? Поляны. Начальная форма – поляна.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения.

Употреблено в винительном падеже, во множественном числе – это непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является дополнением.

3) Творческий диктант

Вспомним, что такое эпитет.

Задание: вставьте подходящие по смыслу эпитеты, выраженные именами прилагательными. Подчеркните их как члены предложения.

Толстой ----------- крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна ----------вода. В ---------- реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь ------ воду, не блестит песок, не цветут ---------- травы.

В ----------- тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят ----------- стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.

Толстой ледяной крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная вода. В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь темную воду, не блестит песок, не цветут водяные травы.

В глубокой тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят большими стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.

4) Диктант по аналогии

Задание: опишите по аналогии другую птицу

Зимой в тундре падают с веток и зарываются в снег белые куропатки. На деревьях они клюют почки, а под снегом ищут мерзлые ягоды и спасаются в пургу. Зимой куропатки совсем белые.

5) Сочинение-миниатюра

Рассмотрите картину (слайд). Приложение.

Что изображено на картине?

Подумайте, какую основную мысль вы хотите передать в своем сочинении.

Какие языковые средства помогут вам в этом?

Задание: Напишите сочинение-миниатюру, используя тип речи описание.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока.

  • Какие цели ставили? Что изучили? С какими понятиями познакомились? Что понравилось? Что вызвало затруднения?
  • Задание: Рассказать об именах прилагательных с точки зрения использования их в речи. Для аргументации пользуйтесь словами: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, следовательно, значит (повторение темы «Доказательства в рассуждении»).
  • Рецензия на ответ ученика.

4. Домашнее задание