Цель: совершенствовать знания и умения учащихся по усвоению грамматических и речевых норм в употреблении глагола
Образовательные задачи
- Совершенствовать умения в образовании форм глаголов 1,2,3 лица
- Учиться различать глаголы повелительного и изъявительного наклонения
- Совершенствовать умения редактировать текст
- Актуализировать знания о лексическом значении слова, фразеологизмах, профессиональных словах
Развивающие задачи
- Развивать информационные умения учащихся: работа со словарями, компьютером
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся
- Обогатить словарный запас учащихся
Воспитательные задачи
- Формировать умения учащихся работать в группе, выполнять порученное дело
- Воспитывать уважение к учителям, любовь к школе
- Обогатить представления о профессиях
Оборудование:
3 компьютера, мультимедийный проектор
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап урока
Учитель:
Методом скандирования прочитайте слова, записанные на доске, определите часть речи, лексическое значение слов
(Учащиеся хором читают слова методом скандирования: редактировать, корректировать, интервьюировать, определяют, к какой части речи относятся слова, выявляют лексическое значение слов)
2. Целеполагание
Учитель:
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(Учащиеся отвечают, что тема урока -«Употребление глаголов в речи»)
Учитель:
Какие учебные задачи вы поставите перед собой на уроке?
(Учащиеся отмечают, что будут учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского языка).
Учащиеся в тетрадях записывают тему урока «Употребление глаголов в речи», затем слова, с которыми работали.
Учитель:
Как с точки зрения лексики мы можем назвать записанные слова?
(Учащиеся говорят о том, что это профессиональные слова, характерные для профессии корреспондента, редактора, корректора)
3. Актуализация знаний
Учитель:
Сегодня мы проведём урок- редакцию. На уроке подготовим материалы для электронной газеты «Звонок». Эту газету, выпущенную в Год учителя, посвятим педагогам нашей школы. Я – ваш главный редактор. Редактор организует выпуск газеты, отбирает содержание. А вы - сотрудники газеты- корреспонденты и корректоры, технические редакторы. (Учащиеся распределены по 3 группам) Корреспонденты (две группы) будут собирать материал для статей, заметок, писать статью в газету, а корректоры (1 группа) совершенствовать текст, исправлять их в соответствии с нормами языка. В каждой группе есть технический редактор, который будет размещать материалы в электронной газете.
Члены редакции газеты «Звонок» в сборе, начнём работу с практического семинара.
В современной жизни люди учатся не только в школе, в вузе, учатся и тогда, когда получена профессия. Совершенствование профессиональных знаний- требование времени. Проводим практический семинар для сотрудников редакции по теме «Употребление глаголов в речи». Сейчас перед вами выступит корреспондент редакции Кынев Александр, затем каждый из вас пройдёт индивидуальное тестирование.
Выступление учащегося сопровождается мультимедийной презентацией. Работа ученика оценивается.
4. Контроль знаний, умений
Учитель:
На столе у вас тесты – для каждого индивидуальное задание. Возьмите одно из заданий и выполните его, указав только букву правильного ответа.
Учащимся предлагается 8 вариантов заданий. (Приложение 2)
5. Проверка
Учитель:
Проверим правильность выполнения тестов. Правильные ответы во всех вариантах таковы:
В Д В А
Встаньте те, кто не допустил ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, более 2
6. Групповая работа
Учитель:
Каждая группа готовит свою рубрику. Рубрики газеты: «Школьная жизнь»,
«Культура речи», «Подумай и ответь»
Возьмите задание 2 .Прочитайте его
Группа корректоров «Школьная жизнь»
Задание
В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде
Текст для редактирования.
Любимая школа
Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого , делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы
(Учащиеся устраняют повторы слов, тавтологию)
Группа корреспондентов «Культура речи»
Задание
Напишите заметку в защиту глагола «класть» с обвинениями в адрес глагола «ложить»
Группа корреспондентов «Подумай и ответь»
Мы поместили в газете занимательный материал. Теперь читателям нужно дать правильный ответ
Задание
1) В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь
1. Надоел ты мне как банный лист (пристал)
2. Молчу как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок (бьюсь)
3. Ты пристал хуже горькой редьки (надоел)
4. Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в школу – учись (не играет роль)
2) Сколько глаголов могут быть поняты как формы изъявительного, так и повелительного наклонения. Сделайте морфемный разбор этих глаголов.
Носите, вышлите, пилите, просите, колите
7. Размещение заданий в электронной газете «Звонок»
(Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6,)
После обсуждения заданий в группах технические редакторы размещают материалы в электронной газете, остальные учащиеся записывают в тетрадях.
8. Проверка заданий. Оценивание деятельности учащихся
9. Рефлексия
Что нового узнали?
Чем запомнился урок?