Индивидуальная коррекция грамотности как один из способов подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Одной из важнейших проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Представление о проверке знаний школьников как отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела темы или завершения очередного класса.

Для системы традиционного обучения школьников характерна оценка результата освоения материала предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных знаний, умений и навыков.

Но традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, явно недостаточно. При деятельном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.

Современный школьник должен владеть не только знаниями, но и сверхзнаниями или представлениями о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала, “открытия” нового знания, приращения информации. Ему необходимо уметь ориентироваться в структуре учебного задания, связях его частей и компонентов, количестве “шагов” и вариантах решения, комментировать свое решение, самостоятельно искать ошибки и корректировать их, интерпретировать результат, анализировать форму и содержание текста любого стиля (делового, научного, публицистического, художественного), перерабатывать данный текст в соответствии с разными целыми, создавать собственный и контролировать его порождение, сопоставлять вербальные и невербальные формы представления учебного материала, выбирать оптимальное их соотношение для презентации собственного ответа.

Индивидуальная коррекция грамотности не только призвана фиксировать уровень знаний и навыков, но и нацелена на выявление внутренних проблем и противоречий, то есть уровня динамики развития личности. ИКГ призвана намечать характер и меру необходимой ребенку помощи, планировать формирование его компетентности с ориентацией на будущее. Она позволяет проводить диагностику разных аспектов развития, выявлять результаты обучения на основе основных компетенций школьника.

При составлении заданий по ИКГ надо учитывать ряд дидактических требований: задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников и оптимальных для каждого из них средств обучения, построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности, чтобы на любом этапе работы (от анализа условий до получения результата), ученик мог перейти к более сложной или более простой модификации.

Прежде чем пытаться помочь ребенку избавиться от орфографических, пунктуационных и прочих недочетов, нужно сначала понять, что именно у него “западает”. Для этого и существуют всевозможные тесты. Тест и его последующая расшифровка – это своеобразная электрокардиограмма (ЭКГ) состояния орфографического и пунктуационного “здоровья” ребенка, это – начало процесса ИКГ. Например, тематический тест для 8-х классов представляет собой набор тестовых заданий по определенной теме. Тема теста указана в верхней части страницы.

Каждый тематический тест представлен в двух вариантах. Варианты, как правило, состоят из тождественных или подобных заданий и различаются только примерами.

Время тестирования определяет учитель (как правило, для тематического - это 15-20 минут, для итогового - 60 минут).

Вверху на каждой странице, кроме темы, указан код теста. Например, У8РУ-17 означает: учебный тест для 8-го класса (У8) по русскому языку (РУ), номер 17.

Задания в тесте, как правило, расположены в порядке возрастания их трудности.

Слева от текстов заданий, непосредственно под их номерами, указаны двухбуквенные коды тем, расшифровка которых приведена в конце сборника.

В каждом задании даны 4 варианта ответа. Один из них правильный.

Если в задании или перед ним специально не написано, что нужно сделать, то следует указать правильный ответ, т.е. обвести номер этого ответа.

На каждой странице в правом верхнем углу нарисован бланк, в котором учащийся записывает номера правильных ответов в клеточках, соответствующих номерам заданий в тесте.

Каждое тестирование - это проверка себя. Но одно тестирование - это еще не показатель успехов. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому после проверки и обсуждения результатов каждого тестирования ученику желательно заполнить таблицу, изображенную ниже <Таблица 1>. В ней фиксируется дата тестирования (число и месяц), номер теста и коды неосвоенных тем (двухбуквенные коды заданий, которые не удалось выполнить правильно). В верхней части таблицы нужно заштриховать такое количество клеток соответствующего столбца, которое равно числу выполненных заданий. Клетка напротив цифры “О” заштриховывается в случае любого (в том числе нулевого) результата тестирования как показатель участия в нем. Пример заполнения таблицы для любого учебного предмета

Таблица 1

Тестовый

балл

(число выполненных

заданий)

6

5

4

3

2

1

0

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Дата тестирования

30.1

1.2

3.2

6.2

8.2

10.2

13.2

15.2

17.2

Номер теста

01

03

05

07

09

11

13

15

19

Коды неосвоенных тем

АА

АБ

АВ

АВ

АД

АЕ

АГ

АЗ

БД

БЕ

БЖ

БЗ

ВГ

ВД

ГБ

   

Сумма балов

   

4

7

10

11

12

15

17

Таблица показывает, что в данном примере учащийся участвовал в первом тестировании 30-го января (дата 30.1), выполнял тест номер 01 и имеет 1 балл, то есть он выполнил правильно только одно задание. При этом неверно выполненными оказались задания с кодами ЛА, АБ, АВ (коды каждого задания приведены под номером задания). Эти темы считаются неосвоенными и остаются для повторения. Со вторым тестированием (вариант 03) 1-го февраля ученик не справился вовсе, хотя и участвовал в нем (клеточка напротив цифры “0” заштрихована). Для повторения остались темы АВ, АД и АЕ и так далее.

Успешность выполнения теста определяется по количеству правильных ответов, т.е. по количеству баллов.

Успешность выполнения одного тематического теста из 6 заданий ориентировочно можно оценить исходя из следующего соответствия:

“3” (удовлетворительно) - 4 (3) балла;

“4” (хорошо) - 5 баллов;

“5” (отлично) - 6 баллов.

Успешность выполнения одного итогового теста из 26 заданий ориентировочно можно оценить исходя из следующего соответствия:

удовлетворительные успехи – 15 - 18 баллов;

хороший результат - 19 - 22 балла;

отличный результат - 23 - 26 баллов.

Фамилия____________________________________

____________________________________

 

Тестовый балл

6

5

4

3

2

1

0

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Дата тестирования

                   

Общая тема

                   

Коды неосвоенных тем

                   

Сумма баллов

                   

Это только один пример работы по индивидуальной коррекции грамотности учащихся, который является одним из способов подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.