Одной из важнейших проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Представление о проверке знаний школьников как отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела темы или завершения очередного класса.
Для системы традиционного обучения школьников характерна оценка результата освоения материала предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных знаний, умений и навыков.
Но традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, явно недостаточно. При деятельном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.
Современный школьник должен владеть не только знаниями, но и сверхзнаниями или представлениями о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала, “открытия” нового знания, приращения информации. Ему необходимо уметь ориентироваться в структуре учебного задания, связях его частей и компонентов, количестве “шагов” и вариантах решения, комментировать свое решение, самостоятельно искать ошибки и корректировать их, интерпретировать результат, анализировать форму и содержание текста любого стиля (делового, научного, публицистического, художественного), перерабатывать данный текст в соответствии с разными целыми, создавать собственный и контролировать его порождение, сопоставлять вербальные и невербальные формы представления учебного материала, выбирать оптимальное их соотношение для презентации собственного ответа.
Индивидуальная коррекция грамотности не только призвана фиксировать уровень знаний и навыков, но и нацелена на выявление внутренних проблем и противоречий, то есть уровня динамики развития личности. ИКГ призвана намечать характер и меру необходимой ребенку помощи, планировать формирование его компетентности с ориентацией на будущее. Она позволяет проводить диагностику разных аспектов развития, выявлять результаты обучения на основе основных компетенций школьника.
При составлении заданий по ИКГ надо учитывать ряд дидактических требований: задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников и оптимальных для каждого из них средств обучения, построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности, чтобы на любом этапе работы (от анализа условий до получения результата), ученик мог перейти к более сложной или более простой модификации.
Прежде чем пытаться помочь ребенку избавиться от орфографических, пунктуационных и прочих недочетов, нужно сначала понять, что именно у него “западает”. Для этого и существуют всевозможные тесты. Тест и его последующая расшифровка – это своеобразная электрокардиограмма (ЭКГ) состояния орфографического и пунктуационного “здоровья” ребенка, это – начало процесса ИКГ. Например, тематический тест для 8-х классов представляет собой набор тестовых заданий по определенной теме. Тема теста указана в верхней части страницы.
Каждый тематический тест представлен в двух вариантах. Варианты, как правило, состоят из тождественных или подобных заданий и различаются только примерами.
Время тестирования определяет учитель (как правило, для тематического - это 15-20 минут, для итогового - 60 минут).
Вверху на каждой странице, кроме темы, указан код теста. Например, У8РУ-17 означает: учебный тест для 8-го класса (У8) по русскому языку (РУ), номер 17.
Задания в тесте, как правило, расположены в порядке возрастания их трудности.
Слева от текстов заданий, непосредственно под их номерами, указаны двухбуквенные коды тем, расшифровка которых приведена в конце сборника.
В каждом задании даны 4 варианта ответа. Один из них правильный.
Если в задании или перед ним специально не написано, что нужно сделать, то следует указать правильный ответ, т.е. обвести номер этого ответа.
На каждой странице в правом верхнем углу нарисован бланк, в котором учащийся записывает номера правильных ответов в клеточках, соответствующих номерам заданий в тесте.
Каждое тестирование - это проверка себя. Но одно тестирование - это еще не показатель успехов. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому после проверки и обсуждения результатов каждого тестирования ученику желательно заполнить таблицу, изображенную ниже <Таблица 1>. В ней фиксируется дата тестирования (число и месяц), номер теста и коды неосвоенных тем (двухбуквенные коды заданий, которые не удалось выполнить правильно). В верхней части таблицы нужно заштриховать такое количество клеток соответствующего столбца, которое равно числу выполненных заданий. Клетка напротив цифры “О” заштриховывается в случае любого (в том числе нулевого) результата тестирования как показатель участия в нем. Пример заполнения таблицы для любого учебного предмета
Таблица 1
Тестовый балл (число выполненных заданий) |
6 5 4 3 2 1 0 |
||||||||||||||||
Дата тестирования |
30.1 |
1.2 |
3.2 |
6.2 |
8.2 |
10.2 |
13.2 |
15.2 |
17.2 |
||||||||
Номер теста |
01 |
03 |
05 |
07 |
09 |
11 |
13 |
15 |
19 |
||||||||
Коды неосвоенных тем |
АА АБ АВ |
АВ АД АЕ |
АГ АЗ |
БД БЕ |
БЖ БЗ |
ВГ ВД |
ГБ |
||||||||||
Сумма балов |
4 |
7 |
10 |
11 |
12 |
15 |
17 |
Таблица показывает, что в данном примере учащийся участвовал в первом тестировании 30-го января (дата 30.1), выполнял тест номер 01 и имеет 1 балл, то есть он выполнил правильно только одно задание. При этом неверно выполненными оказались задания с кодами ЛА, АБ, АВ (коды каждого задания приведены под номером задания). Эти темы считаются неосвоенными и остаются для повторения. Со вторым тестированием (вариант 03) 1-го февраля ученик не справился вовсе, хотя и участвовал в нем (клеточка напротив цифры “0” заштрихована). Для повторения остались темы АВ, АД и АЕ и так далее.
Успешность выполнения теста определяется по количеству правильных ответов, т.е. по количеству баллов.
Успешность выполнения одного тематического теста из 6 заданий ориентировочно можно оценить исходя из следующего соответствия:
“3” (удовлетворительно) - 4 (3) балла;
“4” (хорошо) - 5 баллов;
“5” (отлично) - 6 баллов.
Успешность выполнения одного итогового теста из 26 заданий ориентировочно можно оценить исходя из следующего соответствия:
удовлетворительные успехи – 15 - 18 баллов;
хороший результат - 19 - 22 балла;
отличный результат - 23 - 26 баллов.
Фамилия____________________________________
____________________________________
Тестовый балл |
6 5 4 3 2 1 0 |
||||||||||
Дата тестирования |
|||||||||||
Общая тема |
|||||||||||
Коды неосвоенных тем |
|||||||||||
Сумма баллов |
Это только один пример работы по индивидуальной коррекции грамотности учащихся, который является одним из способов подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.