Цели:
- дать представление о правописании гласных после шипящих в транскрипции;
- развивать память и внимание учащихся;
- воспитать уважительное отношение к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие класса. Проверка присутствующих на уроке.
Сообщение темы урока.
II. Повторение изученного материала.
- Какой раздел русского языка изучает звуки речи?
- На какие две группы делятся все звуки речи?
- Назовите гласные буквы и звуки, которым они соответствуют.
- Какие звуки называются согласными?
- Назовите шипящие звуки русского языка.
- Все ли согласные звуки имеют пару по твердости/мягкости?
- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.
- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
III. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правописании гласных после таких шипящих как Ж, Ш и Ч, Щ.
- Ребята, на доске записаны слова. Ваша задача - прочитать, вставить пропущенную букву и объяснить правописание. Составить частично транскрипцию.
ж:раф ч:йник щ:пальца
ш:тьё щ:вель ч:лки
- Попробуйте объяснить, почему мы слышим одну букву, а пишем другую? (Согласные буквы Ж и Ш всегда твердые, они не имеют пары по мягкости, поэтому после них мы произносим Ы. Согласные Ч и Щ всегда мягкие, они не имеют пары по твердости, поэтому после них мы произносим Я и Ю.)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Записать слова, составить транскрипцию.
снежинка - [сн'ижынка]
машина - [машына]
обещать - [аб'ищ'ат']
встреча - [фстр'эч'а]
чуткий - [чутк'ий']
пошутить - [пашут'ит']
щучье - [щ'уч'й'э]
2. Записать предложение. Дайте толкование этой пословице. Произвести полный синтаксический разбор. Составить транскрипцию.
За чужой щекой зуб не болит. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное.)
[за ч'ужой' щ'икой' зуп н'и бал'ит]
V. Итог урока.
- Давайте подведем итог нашего урока, совместно заполним таблицу (таблица начерчена на ватмане, заполнен только первый столбик, остальные три столбика заполняются совместно с учащимися).
Сочетание | Буква, которую пишем | Буква, которую слышим | Объяснение |
ЖИ / ШИ | И | Ы | [Ж], [Ш] - они всегда твердые, не имеют пары по мягкости |
ЧА / ЩА | А | Я | [Ч'], [Щ'] - они всегда мягкие, не имеют пары по твердости. |
ЧУ / ЩУ | У | Ю |
Домашнее задание: повторить теоретический материал, выполнить задание на карточках.
Домашнее задание.
Спишите, вставите пропущенные буквы, составите транскрипцию первых трех словосочетаний.
Необыч:йная тиш..на, в ч:щу леса, верш...ны сосен, щебечут чиж:, щ:риться на солнце, свеж:й ветерок, маленькая щ:чка, звуч:ть в вышине, ч:вствовать себя счастливым.
Составьте с одним из словосочетаний предложение, произведите его полный синтаксический разбор.