Русский язык
-
Контрольная (домашняя) работа по теме "Лексика". 10-й класс (вариант и для 6-го класса) 2011
Контрольная работа позволяет обобщить теоретический материал по теме «Лексика и фразеология», актуализировать умения. Учащиеся выполняют работу самостоятельно (дома) в течение недели, пользуются различными словарями, текстами художественной литературы, публицистическими и научными статьями, Интернетом. В работу включены задания на литературном материале, который учащиеся выбирают самостоятельно.
-
Методическая разработка занятия элективного курса "Деловое письмо" 2011
Методическая разработка одного из занятий элективного курса, посвященного деловому письму, с целью возродить традиции эпистолярного жанра; обобщить сведения о нормах литературного языка; воспитывать культурного человека, характеристикой которого является правильная, точная и красивая речь. Прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него.
-
Конспект урока русского языка "Определение". 5-й класс 2011
Урок объяснения нового материала с целью повторить орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных и глаголов» и «Разделительные ъ и ь»; повторить знания о словосочетании, закрепить умения работать со схемами словосочетаний; закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в предложении; формировать знания учащихся об определении.
-
Повторение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфоэпия". 5-й класс 2010
На уроке учащиеся развивают умение высказываться на лингвистическую тему; отрабатывают навыки анализа текста; умение высказываться монологически; работать в парах, где каждый ученик может продемонстрировать свои возможности.
-
Урок русского языка "Обособление определений". 8-й класс 2010
На уроке учащимся показываются коммуникативно-стилистические возможности обособленных членов предложения, употребляемых в текстах разных стилей. Для закрепления материала проводится самостоятельная работа в группах по карточкам с последующей презентацией результата.
-
Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я: данные буквы могут обозначать один и два звука; учатся называть эти звуки. Также вспоминают правило правописания сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, РК, НЩ, РЩ.
-
Исследовательская работа "Языковая игра и языковая шутка в рассказе-фельетоне М.А.Булгакова "Багровый остров" 2010
Работа нацелена на выявление способов создания языковой игры и языковой шутки на примере рассказа-фельетона «Багровый остров». Рассказ анализируется по главам. Рассматривается функция и средства реализации комического эффекта. Приводятся примеры.
-
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс 2010
В статье представлен алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе. Даны советы и шаблоны по написанию сочинения-рассуждения, описано, чего не должно быть в сочинении.
-
Простые и сложные предложения. 5-й класс 2010
На уроке учащиеся повторяют и обобщают знания, умения, навыки по теме урока. Учатся ставить запятую в сложном предложении, развивают устную и письменную речь.
-
Проблемное обучение как составляющая часть развивающего обучения 2010
Проблемное обучение – это не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, процесса получения этих результатов. При проблемном обучении происходит формирование познавательной деятельности ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
-
Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы 2010
На уроке используются художественные формы рефлексии: эссе, синквейны. В лаконичной форме обучающиеся описывают суть понятия, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся.
-
Урок-проект в 7-м классе "Словарное богатство русского языка" 2010
В ходе урока проводится работа над первой частью проекта «Я беру в руки словарь…»: определяются этапы работы, выполняется групповая работа по карточкам. Вторая часть проекта является элементом домашнего задания: ребята готовят стенную газету, используя материалы урока, и «украшают» ее шуточными лингвистическими заданиями, рисунками, картинками по теме проекта.
-
Сравнение фразеологизмов английского и русского языков 2010
Одним из источников приобщения школьников, изучающих иностранные языки, к образцам образной и выразительной речи английского и русского языков является фонд фразеологизмов. Применение в речи учащихся фразеологизмов расширяет лингвистический кругозор учащихся. Работа посвящена проблеме межъязыковых фразеологических универсалий.
-
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 2010
Цель урока: выработать у учащихся навык быстро определять спряжение глагола и правильно писать личные окончания глаголов; развивать логическое мышление и формировать их речевые навыки в процессе развернутого объяснения правила, составление предложений, связного высказывания, анализа их; обогащать речь учащихся глагольной лексикой, главным образом – словами движения.
-
Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие" 2010
Данный урок дает возможность повторить изученное о деепричастии и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация к уроку позволяет активизировать внимание, повысить работоспособность учащихся, сделать урок живым, неповторимым. Урок сопровождается интересным кроссвордом, увлекательными заданиями, проверочными тестами.
-
Употребление наречий в речи 2010
Цели урока: обобщение знания по теме "Наречие"; определение роли наречий в речи как средства более точного и образного выражения мысли; расширение словарного запаса и оценивание богатства русского языка.
-
Урок "На службе у частей речи" 2010
Автор не только знакомит учащихся со служебными частями речи, но и практически доказывает их роль в нашей речи. В течение всего урока учащиеся наблюдают, сравнивают, анализируют и делают выводы. Также на уроке проводится работа по выявлению орфографической зоркости (работа "Корректор") и творческая по использованию служебных частей речи в предложениях.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка 2010
Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся очень важно, чтобы учитель знал возможности каждого ученика, чтобы пришел к твердому убеждению, что все они способны справиться с поставленными перед ними задачами. К такому убеждению должны прийти и сами ученики.
-
Урок-путешествие по теме "Притяжательные прилагательные" 2010
Урок знакомит учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием. Проводится в форме путешествия, что позволяет повысить уровень познавательной активности и общей мотивации учащихся.
-
Урок "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" 2010
В ходе урока учащиеся знакомятся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа, учатся находить их среди других существительных и правильно использовать. Дать почувствовать учащимся удивление, гордость, сопричастность при осознании значимости самостоятельно сделанного открытия. Развиваются важнейшие интеллектуальные качества: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
-
Развитие речи. Словари. 6-й класс 2010
Работа со словарями на уроках русского языка способствует формированию языковой и коммуникативной компетенции. Ученики овладевают языковым богатством, у них формируются навыки употребления нормативного русского литературного языка. Умение школьников работать со словарем и справочной литературой является одним из важных навыков для развития устной и письменной речи учащихся.
-
Письмо как эпистолярный жанр. 5-й класс 2010
Автор знакомит учащихся с эпистолярным жанром, его этикетными особенностями и учит писать письма. В ходе урока учитель дает понятие "эпистола", "адрес", "адресант"; знакомит с особенностями заполнения конверта, с памяткой по правильному оформлению адреса.
-
Грамматическое значение предложения. 8-й класс 2010
Учащимся предоставляется возможность научиться определять грамматическое значение предложения и способы его выражения; обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся о предложении, как о единице языка.
-
Правописание слов с сочетаниями жи-ши 2010
Урок развивает орфографическую зоркость: умение находить данную орфограмму в устном и письменном слове, оформлять ее на письме, находить и исправлять ошибки.
-
Повторение и закрепление правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу 2010
Урок закрепляет знания, умения и навыки учащихся по теме. Активизирует познавательную деятельность, развивает внимание, наблюдательность, логическое мышление.
-
Повторение и обобщение по теме "Лексика. Фразеология" 2010
Урок разработан для достижения следующих целей: повторить, обобщить и закрепить знания по лексике и фразеологии; совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями, в том числе электронными; ознакомить учащихся с типами заданий ГИА (ЕГЭ) по лексике и фразеологии.
-
Внеклассная работа по русскому языку в классах компенсирующего обучения 2010
Внеклассная работа по русскому языку является мощным средством расширения и углубления знаний. Важное место на занятии отводится словарной работе, игровым моментам, орфоэпическим упражнениям, выразительному чтению, составлению связных высказываний и текстов.
-
Словарная работа на уроках русского языка как средство коррекции мышления детей с ограниченными возможностями здоровья 2010
В данной разработке сделана попытка обобщить накопленный практический опыт организации и проведения словарной работы на уроках русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида. В статье содержатся методы и приемы, используемые при проведении словарной работы.
-
Виды сказуемых. Урок-практикум. 8-й класс 2010
Урок способствует закреплению знаний об особенностях составных именных сказуемых, развитию умения видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.
-
Правописание безударных гласных в приставках. 3-й класс 2010
Урок знакомит учащихся с новым орфографическим правилом правописания безударных гласных в приставках. Учащиеся систематизируют знания по орфографии, продолжают работу по формированию орфографической зоркости; расширяют словарный запас.