Русский язык
-
Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций 2010
Современный школьник должен обладать умением грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, поэтому к числу наиболее актуальных вопросов образования относится формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Предложенный курс - это один из вариантов решения проблемы. Особенностью курса является формирование умения рецензировать, редактировать текст и самостоятельно организовать взаимопроверку.
-
Урок-путешествие "НЕ с причастиями" 2010
Автор учит детей правильно писать "не" с причастиями. Графически обозначать условия выбора правильных написаний. Разграничивать приставку и частицу с причастиями. Определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием со словами других частей речи. Находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
-
Сценарий урока "Речевой этикет" 2010
Сценарий урока посвящён изучению этикетных формул и знакомству с ними учеников. Участники урока познакомятся с многочисленными способами приветствия и прощания, узнают, как следует обращаться к знакомым и незнакомым людям. Урок поможет развить коммуникативные способности, научит соблюдать нормы речевого поведения, научит выбирать нужную форму с учётом ситуации общения.
-
Технология встречных усилий на уроках русского языка. Тема: "Спряжение глагола. Окончание не бывает случайным". 6-й класс 2010
Данная технология предполагает создание определенных усилий со стороны учителя и ученика, при которых урок станет средой взаимодействия. Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество» и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.
-
Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий 2010
Урок представлен по двум направлениям: гуманитарному и естественно-научному. Данный проект был предложен учащимся в связи с применением и активным внедрением в разговорную классическую русскую речь жаргона, сленга, аббревиатуры, американизмов, связанных с компьютеризацией общества.
-
Подготовка к ГИА по русскому языку при изучении тем 9-го класса 2010
В 9-м классе целесообразно проводить комплексную работу, направленную одновременно на изучение синтаксиса сложного предложения, поддержание уже сформированных знаний и умений, подготовку к сдаче экзамена в новой форме. Для этого требуется подбирать тексты, отражающие орфограммы и пунктограммы, вызывающие у учащихся затруднения и представляющие материал для закрепления изучаемой темы.
-
Урок обобщения по теме "Деепричастие". 7-й класс 2010
На уроке выявляется степень усвоения теоретического материала, сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанной темы. При этом акцент делается на повторение учениками правил дорожного движения параллельно с языковым материалом. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Определение как второстепенный член предложения. Роль определений в русском языке. 5-й класс 2010
Это первый урок в разделе за курс 5-го класса. С предыдущими уроками связан синтаксическим разбором предложения, повторением изученных орфограмм. На уроке ставится триединая цель: развитие интереса к предмету, глубокого осмысления знаний, умения делать выводы и формулировать цели. Форма урока – традиционный с использованием элементов исследования и модульной технологии. Данная форма урока выбрана с целью приобретения новых знаний и активизации познавательной деятельности.
-
Словарная работа на уроках русского языка и литературы 2010
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Предназначена учителям-словесникам в помощь при подготовке к урокам.
-
Нормативный русский язык как составляющая диалога 2010
Материалы занятия можно использовать в кружковой работе, а также на уроках развития речи. Конечно, в одном занятии невозможно охватить все проблемные вопросы по данной теме. Но наглядно показать важность владения нормативным русским языком как составляющей диалога вполне возможно. На занятии рассматриваются вопросы, касающиеся орфоэпических, лексических, грамматических и этических норм русского языка.
-
Программа объединения дополнительного образования "Учись грамоте" (9–11-е классы) 2010
Урок помогает научить ребят свободно владеть нормами русского литературного языка, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Роль портрета в изображении героя в художественном произведении и живописи" 2010
Урок помогает создать представление о понятии "портрет" в литературном произведении и живописи; помочь учащимся выйти на самостоятельное видение деталей портрета, развивать независимость суждений в оценке героя; формировать прочные навыки в описании внешности, закреплять представление о портретной лексике.
-
Обособление обстоятельств. 8-й класс 2010
В ходе урока происходит создание условий для формирования у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях; углубление представлений об обособлении второстепенных членов предложения - обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
-
Роль фразеологизмов в русском языке 2010
Интегрированный урок дает ученикам представление о единой картине мира, несет культурологическую функцию и ставит перед учителем важнейшие образовательные и воспитательные цели: углубление знаний учащихся о фразеологизмах; рассмотрение фразеологизмов в единстве лингвистического, исторического, психологического аспектов; развитие презентативных навыков; воспитание любви к языку; формирование речевых умений, обогащение речи учащихся; формирование навыков общения и умения работать в группах.
-
Уровневая дифференциация - путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству 2010
Основная идея технологии уровневой дифференциации заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими высокий уровень умственного развития, проявляющими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету.
-
Художественный текст на уроках русского языка как средство формирования культуроведческой компетенции 2010
В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения.
-
Имя числительное (заседание лингвистического кружка) 2010
Занятие разработано для элективного курса по русскому языку. Его материал можно использовать дополнительно на уроке русского языка и во внеклассной работе. В увлекательной форме учащиеся закрепляют умения и навыки правописания и склонения имени числительного.
-
Открытый урок "От анализа текста – к сочинению-рассуждению" 2010
Цель урока - отработка умения анализировать текст публицистического стиля и составлять текст по заданной типологической структуре. Применяя полученные знания по различным разделам русского языка, учащиеся самостоятельно и последовательно выполняют задания, сформулированные учителем. Работу над текстом завершает сочинение, для написания которого на экране проектора даются речевые клише и определенные для данного стиля грамматические конструкции.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык). А.И. Куприн. "Степь весною". Сочинение-миниатюра "Цветы дорогому человеку" 2010
Урок разработан для 4-го класса и позволяет интегрировать эстетические курсы: литературу, музыку, изобразительное искусство. Урок можно приурочить ко Дню матери или Международному женскому дню.
-
Синтаксис и культура речи. 9-й класс 2010
На уроке используются элементы задачного подхода, игры, коллизии, что способствует проявлению автономности суждений школьников. Учащиеся узнают историю возникновения имен, влияние на этот процесс различных культур. Также они учатся определять виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, определять виды словосочетаний, целенаправленно использовать в речи сложные предложения.
-
Час занимательной грамматики 2010
На уроке дети повторяют и обобщают материал, изученный в разделе «Лексика и фразеология». Закрепляют умение общаться по телефону и расширяют словарный запас.
-
Контрольный опрос учащихся с включением элементов игры на уроке русского языка 2010
Урок проводится в игровой форме. Такая форма урока очень нравится школьникам и не вызывает у них чувство страха, опасности, а учителю дает возможность проверить знание многих учащихся. К статье прилагается презентация.
-
Всесильная власть слова (5-й класс) 2010
Автор знакомит учащихся о глаголе как части речи. Содержание учебного материала направлено на совершенствование умения правильно подбирать глаголы. На уроке осуществляется привитие интереса к слову, к предмету.
-
Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. Обучение применению правила (2-й класс) 2010
На уроке формируются навыки правописания слов с безударной гласной, умения находить проверочные слова. Развивается умение ставить ударение, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова. Развивается орфографическая зоркость. Воспитывается любовь к русскому языку.
-
Урок русского языка для 4-го класса "Образование прилагательных" 2010
Автор знакомит с образованием имён прилагательных от основ имён существительных; показывает способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов. Расширяется лингвистический кругозор учащихся. Развивается логическое мышление, орфографическая зоркость, творческая активность, речь учащихся. Формируется нравственное отношение в процессе совместной деятельности.
-
Проект "Самоценность и самобытность слова в социуме города" 2010
Цели проекта «Самобытность и самоценность слова в социуме города»: совершенствование речемыслительной деятельности школьников, развитие их коммуникативных умений и навыков, обучение свободному владению русским литературным языком, обогащение словарного запаса в конце концов. Плюс воспитание любви к родному краю, приобщение к культуре своего города, знакомство с его историей и достопримечательностями.
-
Урок-модуль по теме "Повторение изученного в разделе "Фонетика и графика" 2010
Коллективный способ обучения при модульном построении урока преследует цель обобщить знания учащихся по основным понятиям, правилам по данной теме, выявить степень подготовленности учащихся, активизировать деятельность учащихся на уроке новыми формами и методами обучения. Привить интерес к предмету.
-
Нетрадиционный урок-игра "Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации" 2010
Урок-путешествие отвечает возрастным потребностям учащихся 5–6-х классов. На заключительном этапе обучения учащимся можно предложить путешествие, целью которого будет обобщение и систематизация полученных знаний, закрепление навыков. Работа ведется групповым методом. На каждом из ребят лежит ответственность за себя и за свою группу.
-
Проверка сформированности у младших школьников понятия "однокоренные слова" 2010
Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для учащихся, прежде всего, потому что, осознание структуры слова позволяет им глубже понять его лексическое значение, точно употреблять слова в речи и успешнее овладевать орфографическими нормами; способствует развитию у школьников лингвистических способностей, что влияет на их общее развитие.
-
КВН "Знаешь ли ты пословицы и поговорки" 2010
Учащимся прививается интерес к литературе, развиются навыки критически мыслить, рассуждать, совершенствовать устную речь, делая ее яркой, меткой, выразительной при помощи пословиц и поговорок, углубить знания о народе, его обычаях, Родине.