Интегрированный урок (русский язык + математика) по теме "Путешествие в мир грамматики и математики"

Разделы: Математика, Русский язык


Чтобы урок прошёл не зря, цель поставлю для себя.

1. Повторить сведения о цифрах и числах, алфавите и составе слова, формировать умение отличать цифры от чисел, видеть состав слова. Узнать историю возникновения цифр и букв.

2. Ввести первоначальное понятие натуральных чисел, морфемы.

3. Развивать интерес к предметам, творческие способности учащихся. Показать важность использования букв и цифр в повседневной жизни.

Уровень: повышенный.

Теоретические понятия “Заглядывал я встарь, в академический словарь”. (А.С.Пушкин)

Цифра, натуральное число, буква, алфавит, морфема.

Оборудование:

1. Магнитная доска, магнитные буквы и цифры.

2. Магнитофон с записью песни “Чему учат в школе”.

Наглядность:

1. Эмблема большая на доску с цифрами и буквами, 10 маленьких эмблем.

2. Высказывания учёных о математике и грамматике.

  • “Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет окружающий мир”.
  • Точное логическое определение понятий- главнейшее условие истинного значения. /Сократ/
  • Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом ./А.Франс/
  • “Величие человека в его способности мыслить”.
  • Сперва аз да буки, а там и науки.
  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Кто грамоте горазд – тому не пропасть.

3. Опорная схема по русскому языку: буква - слово - словосочетание - предложение - текст.

4. Опорная схема по математике: цифры - числа - натуральные, отрицательные, дробные.

5. Старославянский алфавит на карточках.

6. Дерево из корня -вод-,

7. Портрет братьев Кирилла и Мефодия.

8. На карточках названия городов: Математинск и Грамматикаград.

Формы контроля.

Тест на выявление уровня усвоения темы урока.

Деятельность учителя и учащихся на уроке.

Объяснение учителя, беседа, тестирование, введение новых теоретических понятий, выполнение заданий разной сложности.

Чтобы упрочить ваши знания, даю творческое домашнее задание.

Составить кроссворд математический или лингвистический.

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. Итог урока.

Рефлексия урока.

Ход урока

1. На фоне музыки звучат слова учителя.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в мир знаний отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
А идти нам туда далеко,
Путь нелёгок и труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по городам:

Математинск и Грамматикаград.

Знаний крупинки для разминки.

- Ребята, что за необычная птица прилетела к нам в страну знаний?

- Что такое цифры? /Цифра – это знак, обозначающий число/

- Что такое буква? /Графический знак, который сам по себе или в сочетании с другими знаками используется для обозначения на письме звуков/

- Как грамотно можно расположить цифры и буквы? /В алфавитном порядке, на числовом луче/

- Что такое алфавит? /Буквы, расположенные в определённой последовательности, в алфавитном порядке/

- Расскажите о том, как появились буквы и цифры.

  • Первые цифры появились у египтян и вавилонян. У ряда народов /финикийцы, древние греки, евреи/ цифрами служили буквы алфавита, аналогичная система применялась в России до 16 века.
  • Слова алфавит и азбука означают одно и то же. Они образованы от названий первых букв азбуки. Слово алфавит составлено из названий двух букв греческого алфавита: альфа и вита. Слово азбука составлено по этому образцу из названий первых букв алфавита, раньше первая буква А называлась аз, а буква Б - буки.
  • Греческие миссионеры братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу. Алфавит – это не просто буквы, это национальное богатство. В России день 24 мая в 1993 году официально объявлен Праздником славянской письменности.

- Сколько всего у нас цифр и букв? /В узком смысле слова цифрами называются знаки: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. А букв у нас -33/

Театрально-математический этюд “Спор цифр”

Случай странный, случай редкий.
Цифры в ссоре. Вот те на.
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна.
Однажды Цифры поспорили с Нулём:

- Ты хотя и число, на ровнёхонько ничего не значишь. Вот ученик возьмёт цифру “два” и соответственно поставит два кубика, а возьмёт “нуль” и ничего не поставит.

- Правда, правда, ни-че-го, - сказала Пятёрка.

- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили Цифры.

- Вы ничего не понимаете, - сказал Нуль. - Вот Единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала. Отвечай. А если я встану рядом с тобой справа, Пятёрка, что ты будешь означать?

Нуль вставал справа от каждой Цифры и просил называть образованное число.

- Я увеличиваю каждое число в 10 раз, а вы меня ничевочкой назвали. А как вы запишете ответ, если меня не будет. В таких примерах: 5-5=0 7-7=0

Но Цифры всё же затеяли спор.

- Я больше всех значу, - заявила Девятка, ведь я не Единица.

Единица засмеялась, встала слева к цифре, “девять” и спросила:

- Кто теперь больше: ты или я?

Подбежала цифра Семь и встала на место Единицы. Получилось 79.

-Я семь десятков, семьдесят, понимаешь?

Так все цифры становились рядом с Девяткой и все оказывались больше Девятки.

Удивилась Девятка, смутилась.

А ведь всё просто объясняется. Самое главное – это место цифр в числе . Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно, но когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа налево –десятки.

Цифры всё поняли и с тех пор спорить перестали.

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Мы отправляемся в долгое путешествие в удивительный и разнообразный мир чисел и букв, увидим их невероятные превращения и перевоплощения.

Первый город на пути Математинск, друзья,
В этой городе никому скучать нельзя.

  • С помощью чего записываются числа? /С помощью цифр/
  • Какие числа мы знаем? /Однозначные, двузначные, трёхзначные/
  • Запишите несколько чисел в тетрадь. Прочитайте числа, записанные в тетради соседа.
  • Прочитайте мои числа: 8, 921, 8 453,34 843, 123 456, 123 456 789.
  • Как прочитать большое число? /Разбить на классы, в каждом классе три разряда/
  • Сколько десятков в последнем числе? А единиц тысяч? Что обозначают цифры 2 и 3 в этом же числе?
  • Сколько цифр использовали при записи чисел: 921 /3/ и 34843 /3/.
  • Написать цифрами число, состоящее из одиннадцати тысяч, одиннадцати сотен и одиннадцати единиц. /12111= 11000+1100+11/
  • Числа, которые мы используем при счёте, называются натуральными /На доске появляется опорная схема/

А как вы думаете, где нам нужны числа? Можно ли представить себе мир без чисел?

Без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберёшь. А космические корабли, лазеры и другие технические достижения .

Город Грамматики на нашем пути,
Мы всё исследуем, знаний клад попытаемся найти.

  • Возьмём слова, которые начинаются двумя одинаковыми буквами. Как грамотно расставить слова в алфавитном порядке? /Море /1/, мороженое /3/, мост / 9/, моряк /7/, мороз /4/, моросить /6/, москвич /8/, морж /2/, морозильник /5/.
  • На какие группы можно разделить данные слова? /На существительные и глагол, на однокоренные слова/
  • Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? /Больше слов, начинающихся с согласной буквы/
  • Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? /Ал-фа-вит/
  • Какие буквы не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы? /Ъ - разделительный знак, ь знак употребляется как разделительный и для смягчения согласных/
  • Из букв строятся слова. /На доске появляется опорная схема/
  • А как можно разделить слова? /На буквы, слоги, на части слова – морфемы/
  • Так же как дом создан из строительных блоков, так и слова состоят из морфем – это приставка, корень, суффикс и окончание.
  • Морфемика /морфе - форма/ – это наука о языке, в которой изучается состав слова.
  • А какая морфема в слове самая важная и почему? /Корень, в нём заключено лексическое значение слова/
  • Корень можно сравнить с деревом, от него растут слова, как ветки на деревьях.
  • Подберём однокоренные слова к корню -вод-.
  • Для чего нам необходимо знать буквы и порядок их расположения в алфавите?

/По алфавиту располагаются слова в словарях, книги на полках в библиотеках, составляются списки людей, книг, городов, справочников/

Задания для любознательных и самых старательных.

1. Цифровая сло-го-ви-ца 1-2-3 - на небе мост семи цветов,
Перед вами слоговица. 4-5-1 - с ней дружит множество певцов,
Потрудитесь ухитриться 6-7-5 - мишень для шайбы и мяча,
Слоговицу разгадать 6-8 - бьёт тонкой струйкой из ключа.
И слова все-все назвать, /В слоговице каждая цифра обозначает какой
Раз-два-три-четыре-пять. нибудь слог, всегда один и тот же. /Радуга, гитара, ворота, вода/

2. Я – цифра меньше десяти.
И вам легко меня найти.
Поставь предлог передо мною,
И я уже число иное.  /Семь – восемь/

3. Только я в кусты зашла – подосиновик нашла.
Две лисички, боровик и зелёный моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов? / /

4. Какие пять цифр надо зачеркнуть, чтобы сумма оставшихся составила 25?

5. Грамматическая арифметика.

Липа + нота = животное /антилопа/

Кета + трон= мясной продукт /антрекот/

Том +вата =оружие /автомат/

Рыба + соки = фрукты /абрикосы/

Контрольный тест на выявление уровня усвоения темы урока.

Тест по математике

1. Сколько цифр использовано в записи числа 80381?

А Б В Г

5 3 4 не знаю

2. Выбери число, в записи которого в разряде сотен тысяч и сотен одна и та же цифра.

А             Б              В              Г

127629 204573 354378 129239

3. Какое из чисел больше: 20000+9000+900+90+9 или 30000+1000+100+10+1

А             Б                  В              Г

Второе первое числа равны не знаю

4. Сколько тысяч в числе 1389213?

А      Б       В              Г

389 300 1389213 1389

5. Какое наименьшее шестизначное число можно записать цифрами: 8 3 9 0 7 1

Ключ: 1 - В, 2 - В, 3 - А, 4 - Г, 5 - 103789

Тест по русскому языку

1. Укажи слова с приставкой по-.

1 - подорожник, 2 - подушка, 3 - подержать, 4 - подоить, 5 - подоконник. /1, 3, 4/

2. В каких словах одинаковые морфемы? /1,5 и 3/

3. В каком слове нет нулевого окончания? /2/

Итог урока.

Наше путешествие в мир грамматики и математики только начинается. Мы желаем, чтобы оно было интересным, увлекательным. А когда учиться интересно - легко учиться и вам никогда не будет скучно. Тогда на уроках вы узнаете много нового. В добрый путь!

Учителя вручают эмблему дружбы городов Математинска и Грамматикаграда.

Ребята исполняют песню “Учат в школе”.