Урок-викторина "Смотр знаний". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цели урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся.

Задачи урока:

  • образовательные: углубление теоретических знаний в ходе практического решения поставленных вопросов;
  • воспитательные:
    • привитие любви к родному языку;
    • воспитание уважительного отношения к труду, к людям трудовых профессий;
    • активизация познавательного интереса к русскому языку;
  • развивающие: развивать умения и навыки анализа текста и языковых единиц.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок. Урок-викторина. Всё сегодня необычно- рядом с вами присутствуют в классе ваши родители. И мы должны показать сегодня ваши знания по русскому языку, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки.

Итак, цель нашего урока - систематизация, закрепление и углубление знаний по русскому языку.

А начинаем мы с орфоэпической разминки. Произнесите слова правильно.

(Каждое слово записано на лепестке ромашки )

Занята, квартал, диспансер, договор, эксперт, запломбировать, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, предпринять, силос, на складах, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил, материальные средства, таможня, торги.

- Какой темой объединены эти слова? Конечно же, выбором своего будущего пути, выбором профессии.

А какие на свете профессии есть?
Да что вы, их много, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и бюрократ.
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, редактор газет.

Конечно же, профессий на свете много. И сегодня мы будем говорить о труде, о людях труда и , может быть, о вашей будущей специальности.

2. А теперь наш первый конкурс "Погружение в историю".

- Что обозначают фразеологизмы спустя рукава и точить лясы?

("Спустя рукава" обозначает "трудиться неохотно, небрежно." Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время охоты приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло это выражение "работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно".

"Точить лясы" - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

3. Работа у доски и в тетради. Записать предложения, расставить знаки препинания.

И каким немощным кажется тот, кто никогда не держал в руках ни серпа, ни резца, кто не радовался плодам своего труда и рос, не пуская глубоких корней, как тепличный цветок.

Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем. что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут творцом.

4. Разгадать кроссворд.

1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед такой же частью слова и служит для образования слов.

3. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных.

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексической значение всех однокоренных слов.

6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? чей?

7.Часть речи человека, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

8. Словарный запас человека.

Слово учителя: Все вы знаете, чтобы найти хорошую работу, надо получить образование, достойно окончить школу, продолжить учебу по выбранной специальности, сдать успешно экзамены.

А сейчас для вас мы подготовили тестовые задания из сборника "Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс".

5. Выполнить морфемный разбор слов. Вставить пропущенные буквы.

Пр:к:сат(?)ся Ра:г:реет(?)ся
Каме:ый Серебр:ый
Свар(?)щик Печ(?)ник

6. Укажите правильный вариант синтаксической характеристики предложений.

Находите покой в труде, ни в чём другом его не найдёте (Д.Менделеев).

а) побудительное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит их двух простых предложений: первое- односоставное, определенно-личное, распространенное, неосложнённое, полное; второе - односоставное, безличное, распространенное, неосложнённое, полное.

б) повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых: первое - двусоставное, распространенное, неосложненное, полное; второе - двусоставное, нераспространенное, неосложненное, полное.

Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а добавляет (А.Чернышевич).

а) побудительное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений: первое - односоставное, определенно-личное, распространенное, осложнено однородными членами, полное; второе- односоставное, безличное, распространенное, осложнено однородными членами, полное.

б) побудительное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из двух простых предложений: первое - односоставное, определенно-личное, распространенное, неосложненное, полное; второе- придаточное причины, двусоставное, распространенное, осложненное однородными членами, полное.

7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1. Вероятно, поэтому военная служба считалась более престижной по сравнению с дворянской.

2. Творчество воспринималось только как "благородный досуг".

3. В девятнадцатом веке российский двлрянин обязан был служить Отечеству и государю.

4. На профессиональное же творчество смотрели как на унизительное для дворянина занятие.

а) 2,1,3,4 в) 1,4,3,2
б) 3,1,4,2 г) 4,2,3,1

8. Творческое задание. Составить мини-сочинение о своей будущей профессии с использованием фразеологизмов и слов из орфоэпической работы.