Пояснительная записка
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию . Шедевры мирового искусства затмили телевидение и интернет, которые не подвержены цензуре: дети "проглатывают" то, что предлагается в доступном для всех режиме. Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках .
Отдельное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся я уделяю на уроках русского языка. При изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба и т.д. Включаю тексты как прозаические, так и поэтические, заучиваемые ребятами наизусть. По возможности добавляю элементы эмоционального воздействия средствами музыки: Многие тексты трогают детей до глубины души, думаю, подобная работа даст свой результат, однако не сразу, а с годами: мои ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции.
Предлагаю на рассмотрение урок в 5 классе по теме "Глагол как часть речи", построенный с учетом вопросов преемственности, а также проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся.
Русский язык как самостоятельный предмет в начальной школе по программе "Начальная школа 21 века" изучается во 2-4 классах. Программа реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Какие же знания по теме "Глагол" получают учащиеся в начальной школе?
Класс | Получаемые знания | Требования к умениям и навыкам |
1 | Значение слова. Слова, называющие действия(ознакомление без введения терминологии) | - |
2 | Слова, обозначающие действия, - глаголы. | Учащиеся должны различать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета. |
3 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое | Учащиеся должны различать главные(подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения. |
4 | Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам, по лицам, в прошедшем времени по родам, по числам. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глагола. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы "не" с глаголами. | Учащиеся должны называть и различать
изученные части речи; выделять сказуемое в
простом предложении; применять правила
правописания : - ь знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица ед.числа; - "не" с глаголами; - правописание безударных личных окончаний глаголов. Уметь разбирать простое предложение по членам. |
Класс: 5
Цель: повторить и углубить знания о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.
Задачи:
- развивать память учащихся, воображение, логическое мышление;
- воспитывать чувство дружбы, толерантность;
- формировать умение составлять собственное связное высказывание, развивать речь
Опережающее задание: подбор пословиц и поговорок о дружбе
Оборудование:
- компьютер; интернет-сайт "gramota. ru"
- презентация по теме "Глагол" (Приложение3);
- проектор;
- таблица "Морфологические признаки глагола";
- карточки-информаторы "Типы текста"(Приложение2);
- тексты для комплексного анализа текста ( формат А4) (Приложение1);
- "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
- М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2008.
Используемые методы и приемы:
- технология проблемного обучения;
- ИКТ;
- элемент игровой технологии;
- письмо по памяти;
- беседа;
- анализ текста.
Литература:
- Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. "Русский язык. Содержание образования" (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов), Москва, 2009 год.
Ход урока
1.Организационный момент
1) приветствие;
2) проверка готовности учащихся к уроку;
3) 3-4 ученика пишут интерактивный словарный диктант в режиме он-лайн на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова( сайт www. gramota.ru).
2. Сообщение темы и целей урока (Приложение 3, слайды № 1, 2)
Учитель: Мудрая пословица гласит: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" (слайд №3). Ребята, не потеряла ли эта пословица своей актуальности сегодня, в эпоху экономического кризиса?
Ученик: Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни:Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет:
Учитель: А вот какие строки о друзьях написал известный детский поэт С.В.Михалков (на доске спроецирован текст стихотворения с пропущенными орфограммами, который учитель читает наизусть): (слайд №4)
Когда живет..ся дружно, что может лучше быть!
И ссорит..ся не нужно, и можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей:
Они тебе п..могут, и с ними веселей!
Учитель: О чем говорит поэт в своем произведении? Какие советы вам дает?
Ученик: Человек не может жить без друзей, это его опора:
Учитель: Найдите слова, которые обозначают действие.
Ученик: Живется, быть, ссориться, любить, бери, помогут.
Учитель: К какой части речи они относятся? Почему?
Ученик: Эти слова обозначают действие, поэтому мы их относим к глаголам.
Учитель: Итак, мы поговорим сегодня о глаголе и вспомним, что вам о нем известно.
3. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, а что о глаголе вы узнали в начальной школе?
Ученик: Глагол- это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет. Он изменяется по временам, числам, имеет спряжение, лицо или род:
Письмо по памяти:
Учитель: Выучите стихотворение и запишите его по памяти, вставляя пропущенные буквы (в сильном классе заучивают все четверостишие, в слабом - достаточно двух строк, остальное допишут при проверке написанного с доски). Давайте проверим (слайды №5, 6)
Учитель: Расскажите стихотворение, соблюдая авторскую интонацию (2-3 ученика читают вслух). Какие орфограммы вы вспомнили, вставляя пропущенные буквы?
Ученик: Правописание -ться, -тся в глаголах, правописание безударных гласных в корне слова.
Учитель: Укажите грамматическую основу 3-го предложения.
Ученик: Мы можем выделить 2 грамматические основы: ты бери, они помогут . Это сложное предложение.
Учитель: Каким членом предложения обычно является глагол?
Ученик: В предложении глагол является сказуемым (слайд №7)
Учитель: Это синтаксическая роль глагола. Выпишите глаголы из 3-го предложения, укажите их признаки (один ученик работает у доски, обращаю внимание на таблицу "Морфологические признаки глагола").
Ученик: Бери - 2 лицо, ед.ч., 1 спр. Помогут- наст.вр., 3 лицо, мн.ч., 1 спр.
Учитель: Какими морфологическими признаками обладает глагол? (отвечают с опорой на таблицу) (слайд №8)
Учитель: Найдите глаголы, соответствующие схеме (схемы на доске ):
- ______________(помогут)
- ______________( живется)
4. Реализация домашнего задания
Учитель: Дома вы подобрали пословицы и поговорки о дружбе (зачитывают некоторые из них). Раскройте их смысл. Есть ли в вашей жизни настоящая дружба? (слайд №9)
Ученики:
Без беды друга не узнаешь.
Верному другу цены нет.
Гусь свинье не товарищ.
Неверный друг - опасный враг.
Дружбу помни, а зло забывай.
Для дружбы нет расстояний.
Человек может назвать себя по-настоящему счастливым только тогда, когда имеет преданного друга. Я рад, что и у меня есть верный товарищ: мы дружим с первого класса, помогаем друг другу готовить уроки, вместе гуляем, посещаем спортивные секции:Даже мечты у нас одинаковые:Это, на мой взгляд, настоящая дружба.
Учитель: Давайте запишем 2 пословицы, в которых встретились глаголы, укажем их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении (Пословицы записываются на доске, разбор выполняют самостоятельно, затем взаимопроверка).
5. Игровой момент
Учитель: К слову "ДРУЖБА" ,написанному на доске, вам нужно подобрать глаголы, имена существительные и прилагательные, с которыми ассоциируетсяу вас это слово. Какой ряд в течение двух минут подберет больше слов, тот и выиграл.
ДРУЖБА
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
общаться | советоваться | заботиться |
дружить | помогать | интересоваться |
верный | преданный | настоящий |
внимание | поддерживать | надежный |
и т.д |
6. Словарная работа
Учитель: А теперь к этому же слову подберите однокоренные слова.
Ученик: Дружба- дружить, дружный, дружеский, дружественный, дружок, дружелюбный, дружище.
Учитель: Уточним значение прилагательных по словарю: (слайд №10)
Дружеский - проникнутый симпатией, расположением к кому-либо: дружеский тон, улыбка, встреча.
Дружественный - взаимно благожелательный( преимущественно о государствах и отношениях между ними): дружественные страны.
Учитель: Запишите в словари.
7. Анализ текста (слайд №11)
(Тексты раздаются в отпечатанном виде (Приложение 1) или возможна работа с рабочей тетрадью "Комплексный анализ текста", автор А.Б.Малюшкин)
Учитель: Прочитаем текст.
Учитель: Понравился ли он вам? О чем он? Может ли Игорь Марков быть настоящим другом?
Ученик: Этот текст о взаимовыручке, о дружбе. Игорь пожертвовал своим меню, согласился есть ненавистную манку, лишь бы товарищ не остался голодным. Марков скрыл , что не ест эту кашу с детства. Ведь настоящее желание помочь не знает корысти. Думаю, Игорь может быть настоящим другом, верным и надежным.
Учитель: Озаглавьте текст. Определите его тип( пользуются карточками-информаторами. Приложение 2).
Ученик: Можно озаглавить следующим образом:
- Однажды в экспедиции:
- По-товарищески
Это повествование, так как есть цепочка событий, герои, начало и завершенность события.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните ваш выбор. (слайд №12)
Учитель: Определите лексическое значение слова флюс( работают со словарем). (слайд №13)
Флюс - воспаление надкостницы, сопровождающееся отеком щеки.
Учитель: Найдите в тексте все глаголы и укажите их карандашом сверху.
Ученик: Работал, привелось, пойти, простудился, болело, есть, жевать, имелась:
Учитель: Почему так много глаголов в данном тексте?
Ученик: Это текст-повествование, а для него характерно обилие глаголов.
Учитель: К данным словам и словосочетаниям подберите близкие по значению:
- работал в отряде (был вожатым)
- привелось (случилось, пришлось)
- сидеть на питании (особое питание)
- вернулись (возвратились, пришли назад)
8. Творческое задание
Учитель: В начале урока вы читали наизусть строки С.Михалкова. Хотелось бы и от вас услышать поэтические строки о дружбе. Попробуйте сочинить продолжение предложенных строк( на доске проецируются начальные строки предполагаемых четверостиший): (слайд №14)
- Я хочу дружить:
- Я лучшим другом быть могу:
- Друг настоящий не бросит в беде:
Учитель: Если сложно быть поэтом, попробуйте себя в роли прозаика: составьте небольшой текст о дружбе, используя слова, подобранные вами во время игры( слова на доске в таблице).
Прочитайте свои работы. МОЛОДЦЫ!
Примерные работы учеников:
Я лучшим другом быть могу!
И если что случится,
Я непременно помогу,
Не вздумаю хвалиться!
Друг настоящий не бросит в беде.
В школе, на улице и на войне,
В лагере, классе и даже во сне-
Всюду поможет, спасет нас везде!
9. Итоги урока (слайд №15)
Учитель: Что вы вспомнили о глаголе?
Ученик: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Ученик: Мы познакомились с пословицами о дружбе, обсудили, что значит быть настоящим другом; узнали о синтаксической роли глагола:
Учитель: Какова роль глаголов в нашей речи?
Ученик: Они являются основой текста-повествования:
Учитель: Каковы его морфологические признаки?
Ученик: Глагол изменяется по временам, имеет категорию числа, рода или лица, а также глаголы бывают 1 или 2 спряжения:
Учитель: Спасибо. Запишите домашнее задание: прочитайте параграф 106, выполните упражнение на выбор: 607 или 611 (повышенной сложности).
(Ученик сам выберет упражнение по своим способностям). Желающие могут отшлифовать и дополнить свои творения (слайд №16).
(Объявление результатов словарного диктанта, оценка деятельности учащихся на уроке)