Тип урока: совершенствование ЗУН (формирование умений и навыков, частичное применение усвоенного)
Цели урока:
Обучающие: формирование умений, навыков анализировать текст со значением “описание состояния”, строить текст данного типа речи, то есть формирование умения вербальной передачи состояния человека и окружающей среды.
Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к поэзии, музыке, живописи.
Развивающие: развитие навыков сравнения, ассоциативного мышления, познавательных умений, самостоятельности, инициативности.
Структура урока:
Урок состоит из шести этапов:
- Организационный
- Мотивационный (создание эмоционального настроя, актуализация прежний знаний)
- Работа по формированию умений и навыков (рассмотрение способов передачи состояния человека и окружающей среды через использование репродукции картины, музыкального и художественного произведения).
- Проверка домашнего задания
- Создание этюда (самостоятельная работа)
- Проверка, оценка деятельности учащихся; инструктаж по домашнему заданию
Оборудование урока: репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”, другие зимние пейзажи, пьеса П. И. Чайковского “Декабрь” из сборника “Времена года”, карточки №1, №2, опорная схема “Особенности структуры текста со значением описания состояния”
Формы работы: фронтальный опрос, эвристическая беседа, самостоятельная индивидуальная работа
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие.
- Цели и задачи урока:
Вступительное слово учителя: на предыдущем уроке развития речи вы познакомились с новой разновидностью описания – описанием состояния человека. Сегодня мы продолжим работу над этой темой, закрепляя знания об особенностях структуры текста данного типа речи, но задачу усложним – вспомним еще одну разновидность описания, проследим их и будем работать над созданием такого текста.
- Назовите все разновидности описания, известные вам? (Описание предмета, места, состояния; состояние окружающей среды и человека).
- Понаблюдаем, как в разных видах искусства выражается состояние человека. Перед вами отрывок из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и репродукция картины А. Пластова “Первый снег”. Прочитайте отрывок про себя, затем вслух. Сравните картину, нарисованную А. С. Пушкиным с пейзажем А. Пластова. Что их объединяет? (см. карточку №1) ( Общая тема – наступление зимы).
- Определите тип и стиль речи текста. Объясните ваше предположение.
- Какие синонимы можно подобрать к слову “состояние”? (физическое самочувствие, настроение, ощущение, расположение духа).
- Отражено ли состояние человека в стихотворении и репродукции?
- Каково настроение, переданное авторами? (восторг, радость, ощущение праздника)
- Чем вызвано это настроение? (с появлением первого снега природа преображается, становится красивой после слякотной осени. Люди радуются таким изменениям, особенно дети, ждавшие первого снега).
- Смена времён года, переходный момент всегда привлекал и продолжает привлекать поэтов, художников, композиторов. Великий русский композитор П.И. Чайковский в 1876 создал свои « Времена года», альбом, состоящий из 12 пьес.
(Прослушивание отрывка из музыкальной пьесы П. И. Чайковского “Декабрь. Святки”).
- Какое настроение, состояние передает эта музыка? Во время прослушивания запишите ключевые слова, выражения, возникшие у вас на основе ассоциативных связей?
- Что же общего можно найти между репродукцией Пластова, отрывками из романа Пушкина и пьесой Чайковского? Сформулируйте основную мысль.
( Передаются праздничность, радость, восторг – состояние природы и человека совпадают).
- На уроках литературы при анализе текста мы часто сталкиваемся с приемом, когда пейзаж, окружающая среда помогают лучше почувствовать состояние героя. Природа подчеркивает состояние человека, героя произведения. (Вспомним произведения, эпизоды.)
- Сравните эпизоды (А. С. Пушкин “Метель”, “Дубровский”). В. П. Катаев “Белеет парус одинокий”; см. карточку №2 – приём контраста).
- Вспомним структуру текста со значением описания состояния. Как строится такой текст? (проверка домашнего задания пар. 35).
- Обратимся к строкам А. С, Пушкина, докажите, что данный текст – описание состояния?
- Уловить и словесно передать сложные, бывает, противоречивые чувства человека – непростая задача. Попробуем создать этюд, основным содержанием которого будет описание состояния окружающей среды и вашего настроения. Вся наша работа сегодня объединена темой зимы, наступлением зимы. Вспомните ощущение, когда вы впервые оказались в зимнем лесу. Обратите внимание на наши чудесные репродукции. Не забывайте о правилах написания, об особенностях структуры таких текстов. (Пять – семь минут, тихо звучит мелодия П.И. Чайковского)
- Чтение этюдов, обсуждение. Благодарность за работу. Отметки.
- Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
- Инструктаж по домашнему заданию (упражнение №441 или 442 на выбор).