Несколько лет назад у нас в школе состоялся семинар по теме “Современные педагогические технологии”. Каждый учитель должен был изучить к семинару материал о какой-либо технологии и рассказать о ней коллегам. Меня заинтересовала технология развития критического мышления. И вот уже на протяжении трех лет я пытаюсь освоить в своей работе элементы этой технологии.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Критическое мышление имеет 5 характеристик. (Д. Клустер)
- Во-первых – это мышление самостоятельное.
- Во-вторых – это мышление обобщенное.
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное.
- В четвертых – это мышление аргументированное.
- В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.
В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
- Формирует собственное мнение.
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
- Решает проблемы.
- Аргументировано спорит.
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение.
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:
- вызов;
- осмысление;
- рефлексия.
Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету):
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):
- помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- помочь соотнести старые знания с новыми.
Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов):
- помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Формы и средства развития КМ:
- сбор данных;
- анализ текстов;
- сопоставление альтернативных точек зрения;
- коллективное обсуждение;
- разные виды парной и групповой работы;
- дебаты;
- дискуссии;
- публикации письменных работ учащихся.
КМ – письменная работа.
Кластеры (гроздья)
“ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ”
Сама ТЕМА - это “ствол дерева”
“Листочки” - это ПРОГНОЗ
“Веточки” - это АРГУМЕНТЫ, обоснования
Перепутанные логические цепочки.
- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
Приемы по развитию навыков прогнозирования.
- Верные и неверные утверждения.
- В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения.
- На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
СИНКВЕЙН
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
В данной модели представлен урок русского языка, проведенный в 8-м классе традиционной системы обучения, построенный с элементами технологии развития критического мышления. Обучение ведется по учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой “Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ” Москва “Просвещение” 2010.
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура
речи.
Основные единицы синтаксиса”
Тип урока: комбинированный.
Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.
Уровень В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит “Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке”.
Цели:
Познавательные:
1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция;
2) единицы синтаксиса;
3) средства связи единиц синтаксиса.
Воспитательные:
1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.
Развивающие:
1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
2) развивать логическое мышление;
3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
4) развивать умение работать в команде.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу.
2. Стадия вызова
Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту на стр. 21 учебника:
Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин) (Слайд №1)
В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?
Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах веять полынь спать черемуха белый накидка (слайд №2).
Что пропало, исчезло?
(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?
(Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)
Итак, определим тему урока: “Синтаксис”. Запишем тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки?
(Морфология и синтаксис.)
А теперь определим цели нашего урока.
(Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.)
Вспомните все, что вы уже знаете на тему “Синтаксис”. Для этого “соберите” предложение, которое “рассыпалось” на следующие словоформы:
Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.
Структурируйте сведения, оформив их кластером.
Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Слайд № 3
3. Стадия осмысления
Задание 2. Прочитайте текст , который лежит перед вами на парте, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).
Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:
Таблица (слайд № 4)
“V” – знаю |
“+” – новое |
“–” – вызывает сомнения |
Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.
Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. “Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения”, – узнали вы в 5-м классе. Теперь об этом подробнее.
Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.
Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов.
Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.
Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)
Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.
Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.
Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы “сцеплены” попарно. Это один из главных законов синтаксиса <...>.
Беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было
знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не
согласны?
4. Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы
и постараемся на них ответить.
4. Стадия рефлексии
Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.)
Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали. (Слайд № 5)
Выполнение практического задания.
Задание № 1. Выполните упражнение 38 по учебнику: из данных слов составить два предложения, разбить предложения на грамматически связанные пары.
Задание № 2. Выполните упражнение 39 учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова “Ночь на Родине”. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?
Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.
5. Заключительный этап
Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей?
Чему научились?
6. А теперь запишем домашнее задание: подготовьте “тонкие” и “толстые” вопросы к тексту учебника на стр. 22.
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время реализации |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 1 |
2 | Стадия вызова. Вхождение в тему. Кластер. | Определение темы и
целей работы на уроке. Направлена на вызов у
учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому
вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию
к дальнейшей работе. Идет графическая систематизация материала. |
На доске заполняется кластер.
Ученик “вспоминает”, что ему известно по
изучаемому вопросу. Самостоятельное определение
уровня собственных знаний. Систематизирует информацию до изучения нового материала. |
8 |
3 | Стадия осмысления. Работа с текстом | Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации | Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. | 10 |
4 | Стадия рефлексии |
Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. | Дополним кластер с учетом того
нового, что мы узнали. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. |
19 |
5 | Итог урока. | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | 3 |
6 | Задание на дом | Разъяснение задания на дом | Запись в дневниках. | 1 |
Литература
- Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе. - 2007. - № 8. - С. 11-15.
- Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо /С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете “Первое сентября”. - 2005. - № 18. - С. 5-11; № 19. - С.10-18.