Цели урока:
- формирование умения переносить слова; составлять задачи по картине; производить вычислительные действия;
- развивать навык правильного письма, любознательность;
- воспитывать дружеские отношения между детьми;
Оборудование: урок построен на основе сказки “Теремок”, поэтому необходимы: Теремок, Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Медведь, замок с запиской, ключики, Печка с примерами.
Ход 1-го урока
1. Оргмомент.
2. На доске. Теремок, вокруг него забор, на заборе замок.
Учитель: Бежит мимо теремка Мышка. Увидела теремок, залюбовалась. Глаз не может оторвать. Такой уж он…..Скажите какой?
Дети: Красивый, прекрасный, разноцветный, чудесный, маленький и т.д
Учитель: Хотела Мышка забежать в него, но на двери замок висит, да не простой, а волшебный. Просто так не открывается. Видит Мышка, записка в замке. Давайте прочитаем записку. Помогите Мышке:
Дети: “Этот замок волшебный и открыть его может тот, кто правильно подберёт ключики к словам”
Словарная работа.
(На доске слова с пропущенными буквами)
к..рандаш
р..бота
т..варищ
уч..ник
д..журный
(На доске разбросаны ключи с буквами. Ученики по очереди вставляют буквы. Остальные с помощью сигнальных карточек проверяют)
Учитель: Чтобы хорошо запомнить эти слова, давайте запишем их в тетрадь.
- Но не открывается замок. Догадалась Мышка, что нужно ещё предложение составить с любым из этих слов.
- Составьте и запишите предложение.
- Открылся замок. Забежала Мышка и стала жить в теремке. Всё в теремке есть и мебель…
- Назовите слова на тему “Мебель”.
- Есть и посуда. Назовите слова на тему “Посуда”.
- Но скучно жить Мышке стало в большом теремке одной и решила она написать записку. Написала и повесила на дверь (открывается записка).
“Дорогой д-
ружочек!
Ты видишь Теремо-
к. Но мне в нём
одной очень один-
око. Приходи ко
мне жить.
Мышка”
3. Повторение правил переноса слов
Учитель: Прыгала как-то Лягушка-квакушка мимо теремка. Увидела листочек, прочитала и думает: “Видно и правда скучно Мышке жить одной, постучусь к ней, да заодно и на ошибки укажу” Постучалась Лягушка, выглянула Мышка и стала слушать, где допустила ошибки.
- И мы с вами попробуем ошибки найти. (Дети находят ошибки в записке и объясняют, как правильно переносить слова, повторение правил переноса)
- Обрадовалась Мышка, что у неё друг появился, да ещё такой умный и позвала Лягушку-квакушку чай пить. Ну, а пока они чай пьют, мы тоже отдохнём, а потом работать начнём.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Учитель: Мы им мешать не станем. Пусть чай пьют с леденцами. А мы запишем предложение с комментированием.
4. Запись предложения с комментированием
Около дома красивая лужайка.
- Найдите слово с буквой й.
- Как вы думаете, как перенести это слово?
- Сегодня мы узнаем ещё правило переноса слов с буквой й.
(Работа над правилом по учебнику)
- Работа по учебнику. Упр.99.
- Найдите слова с буквой й посередине. Как можно их перенести?
- А теперь поиграем. Измените слово так, чтобы оно называло один предмет.
(Герои, трамваи, сараи, попугаи)
Упр. 101. Выборочное списывание.
Проверка.
Итог урока.
- Чему научились на уроке? Что больше всего запомнилось?
Ход 2-го урока
1. Оргмомент.
2. Учитель: Живут Мышка и Лягушка в теремке. Горя не знают. Дождик на них не каплет. Снег не сыплет. Тепло. А вот Зайчику трудно приходится. И холодно становится и голодно. Прыгает с кочки на кочку. И мы с вами попрыгаем.
Устный счёт.
- Был он на 29 кочке, а следующая по счёту какая?
- Был на 58, а следующая?
- Когда Зайчик перепрыгнул на 70, какая осталась позади?
- Когда Зайчик перепрыгнул с 37 кочки на 43, какие кочки он пропустил?
- Какая кочка больше 19 или 60? 99 или 100?
- Выбежал как-то он на полянку, увидел теремок. Постучался он и спрашивает: “Кто в теремке живёт?”
- Ему отвечают: “Я - Мышка-норушка, я - Лягушка-квакушка, а ты кто?”
- “А я Зайчик-побегайчик, холодно мне, пустите меня к себе”.
- “Хорошо, - говорят, только пока ты на улице, нарви ягод”.
- Стал Зайчик ягоды рвать и мы с вами побежим Зайчику помогать.
3. Проверка вычислительных навыков.
(На доске рябина с кистями ягод, дети срывают и решают примеры, написанные на обратной стороне. Остальные проверяют с помощью сигнальных карточек).
Учитель: Стали они жить втроём. Не скучно им, много читают, песни поют, задачки решают.
4. Составление и решение задачи по картине.
На ветке сидело 11 снегирей. 4 снегиря улетело. Сколько осталось?
- Запишите в тетрадь.
- И примеры решают наперегонки и мы с вами посоревнуемся.
5. Игра-соревнование “Какой ряд самый быстрый”.
Примеры на карточке решают по очереди. Тот ряд выигрывает, который быстрее и правильнее решит примеры.
- Бежала мимо Лисичка-сестричка, увидела красивый теремок и попросилась жить. А ей из теремка отвечают: “Кончились у нас дрова” Побежала Лисичка в лес за дровами и мы с вами побежим.
Физминутка. Дети изображают сбор дров.
- Собрала Лиса дров, поселилась в теремке и сама задание задала.
6. Закрепление изученного материала.
- Запишите примеры и вставьте знаки действий:
70…8 = 78
78…70 = 8
- Прочитайте примеры по-разному.
- А тут вскоре Медведь шёл по лесу, место для берлоги искать. Зачем ему берлога? Значит какое время года наступило?
-Увидел теремок, попросился до весны. А его попросили печку сначала затопить. А печка непростая, дрова разгорятся только тогда, когда мы примеры решим. Запись примеров в тетрадь с комментированием
- Тепло в теремке, весело, дружно звери живут, гостей новых поджидают.
Итог урока.
- А мы с вами дружно живём?
- Что на уроке вам больше всего запомнилось?
- Над чем нам предстоит ещё поработать?