Задачи урока:
- образовательные: обобщение и систематизация изученного материала по теме "Наречие", проверка уровня знаний учащихся по данной теме;
- развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
- воспитательные: воспитание внимательного и бережного отношения к слову; выработка умения работать в группе, брать ответственность на себя, оценивать себя и других.
Место урока в учебном плане: заключительный урок по теме "Наречие".
Оборудование: компьютерная обучающая программа "Наречие" (раздел мультимедийной программы "Морфология", подготовленной учителями и учениками гимназии), презентация к уроку, магнитная доска, карточки, комплекты для работы на магнитной доске, запись музыки.
Урок проходит в кабинете информатики. В начале урока обучающиеся находятся на своих местах, во время путешествия работают в группах, контрольную тестовую работу выполняют индивидуально.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя: Сегодня у нас заключительный урок по теме "Наречие". Наша задача - так повторить тему, чтобы мы могли правильно употреблять наречия и без ошибок решать все орфографические задачи по теме. А чтобы вспомнить изученный материал, предлагаю вам отправиться в путешествие : Но скажите, куда будет это путешествие?
Здесь солнце ярче, греет по-другому,
Тут обитает лишь моя душа.
Нет острова, подобно острову такому,
Здесь пальмы говорят со мной шурша.
И тёплый ветер дует ласково и нежно,
Он шепчет мне про звёзды и луну,
Песок на пляже золотой, прибрежный -
Его в прозрачную водичку окуну.
Мой остров омывает океан разлук,
Но воды океана благосклонны.
Волшебная вода целует мне запястья рук,
А ступни ног ласкают волны.
Звучит фрагмент песни из кинофильма "Про Красную шапочку" (стихи Ю. Энтина, музыка А.Рыбникова).
- А вдруг ты завтра попадешь на остров в океане?
- На остров, вот здорово!
- А как же ты там проживешь без повара, без няни?
- А я найду кого-нибудь!
- Да хорошо бы кого-то, но мы то знаем,
Что этот остров необитаем.
- Необитаем?
- То есть абсолютно!
Подушек нет, матрасов нет,
Нет ни одной кровати.
- А я на травке буду спать.
- Простудишься на травке.
- Костер, костер, костер.
- А я велю разжечь костер...
- Но мы же знаем,
Что этот остров необитаем!
- Что совсем необитаем, да?
- То есть абсолютно.
/Пока звучит стихотворение и песня, на экране демонстрируются слайды с фотографиями и рисунками ребят, изображающими "необитаемый" остров./
Итак, мы отправляемся на : необитаемый остров.
Наверное, никто не рискнёт путешествовать в одиночку, другое дело, если рядом товарищ, друг, который всегда поможет. /Учащиеся объединяются в 4 группы, определившиеся при подготовке к уроку, по 5 человек./
2. Путешествие на необитаемый остров.
1. Ваш корабль потерпел крушение, вы оказались в незнакомом для вас месте, для того, чтобы прожить какое-то время на необитаемом острове, вам придётся достать кое - какие утонувшие вещи...
Задание: Прослушайте фрагмент песни (
слова М. Пляцковского, музыка Б.Савельева, из м/ф
"День рождения Леопольда") и выпишите из
услышанного текста наречия.
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал:
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно:
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
- Докажите, что вы нашли именно наречия. - Вспомните определение наречия как части речи / одна из групп даёт полный ответ/.
2. Вы достали вещи, кое-что привезли с собой с корабля и теперь хотите навести порядок в своих вещах, рассортировать их, посмотреть, для чего они вам нужны... Задание: Распределите наречия по группам / дан набор слов: смело, рано, вблизи, назло, трижды, сослепу, твёрдо, всегда, здесь, сгоряча, поневоле, нарочно, вдвое, со зла, дружно, тотчас, оттуда, незачем, слишком, быстро, иногда, снизу, много/. (В то время, пока ребята работают в тетрадях, два ученика из разных групп выполняют эту работу на магнитной доске, с которой затем сверяются ребята.) Ответ: Как? / наречия образа действия/ Смело, твёрдо, дружно, быстро. Когда?/ наречия времени/ Рано, всегда, тотчас, иногда. Где?/ наречия места/ Вблизи, здесь, оттуда, снизу. Зачем?/ наречия цели/ Назло, нарочно, незачем. Сколько?/ наречия меры/ Трижды, вдвое, слишком, много. Почему?/ наречия причины/ Сослепу, со зла, сгоряча, поневоле.
- На какие группы мы разделили наречия? (смысловые группы, по значению)
- Назовите смысловые группы наречий. Расскажите о группах наречий, которые не называют признаки действия, а только указывают на них (указательные, неопределённые, вопросительные, отрицательные) /одна из групп даёт полный ответ/.
3. Трудно жить без крыши над головой. Но, к вашему счастью, у вас целая груда обломков корабля, из которых можно что-то построить... Задание: Прибавить к данным словам или частям слов / далек-, нов-, даль, долго, как, русск-, ласково, куда, треть, моему, трое/ имеющиеся у вас приставки и суффиксы. (Записать, обозначить приставки и суффиксы. Два человека из разных групп работают на магнитной доске.) Ответ: Из-далек-а, по-нов-ому, даль-ше, долго-долго, как-нибудь, по-русск-и, не-ласково, ни-куда, в-треть-их, по-моему, на-трое.
- От каких частей речи образуются наречия?
- Какими способами образуются наречия? /одна из групп даёт полный ответ/
4. Наконец-то у вас появился друг - Пятница. Вам необходимо научиться объясняться с ним, используя минимум слов.
Задание: Замените фразеологизмы наречиями (фразеологизмы выведены на экран; задача каждой группы как можно быстрее и точнее подобрать наречия; проверяют выполнение работы консультанты):
- спит как убитый - крепко;
- скакать во весь опор - быстро;
- бежать во весь дух, во все лопатки, сломя голову - быстро;
- кричать во все горло, во всю Ивановскую - громко;
- знать как свои пять пальцев - хорошо;
- яблоку негде упасть - тесно;
- хоть глаз выколи - темно;
- кот наплакал; раз, два - и обчелся - мало;
- черепашьим шагом - медленно;
- чуть свет, ни свет ни заря - рано;
- рукой подать - близко;
- из рук вон, никуда не годится - плохо.
5. Наконец вас нашёл корабль. Но скоро начнётся отлив, и вам нужно очень быстро поднять свои вещи на борт корабля. А их за время жизни на острове накопилось немало... Задание: У каждой группы на парте лежит карточка с предложениями. Спишите предложения, раскрывая скобки. Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Укажите, какой частью речи они являются. / После выполнения задания в группах проходит взаимопроверка, а затем предложения, представленные на экране, комментируются группами./
Карточка 1. Лыжники шли (по) старому следу. Когда они вышли на место прежней стоянки, там всё было (по) старому. Всё трудно лишь (с) начала. (С) начала сеанса прошло всего десять минут.
Карточка 2. (С) плеча да сгоряча ничего не делай. Сняв лопату (с) плеча, он начал рыть яму. Каждый ученик в школьной мастерской получил (по) ударному заданию и выполнил его (по) ударному.
Карточка 3. Путешественники возвращались (по) прежнему пути и (по) прежнему любовались красотой окружающей природы. Верхушки деревьев тянулись (в) высь. Сливаются оба голоса вместе и уносятся (в) высь безоблачную.
Карточка 4. (В) первые после ненастья установилась хорошая погода. (В) первые дни сентября уроков почти не было. Крепко не полюбилось Герасиму (в) начале его новое житьё. Раз (в) начале осени Кирилла Петрович собирался в отъезжее поле.
- Как отличить наречие от омонимичных частей речи? /одна из групп даёт полный ответ/
6. А теперь, чтобы немного отдохнуть после всех трудов и приготовиться к дальнейшим испытаниям, предлагаю маленькую разминку.
- Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко наклонитесь, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте за парту.
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижать их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опустить руки и слегка потрясти ими.)
- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки?
7. Вы очень хотите вернуться на большую Землю. Но чрезвычайно важно не сбиться с пути, строго следовать маршруту, который указан на карте...
Задание: Строго следуя по указанному на карте маршруту (слайд), объяснить написание всех предложенных наречий. (По одному знатоку из каждой группы по цепочке объясняют написание наречий; учащиеся слова записывают и обозначают орфограммы.)
Предлагаемые наречия : (по) весеннему, (на) чистоту, влев.., издавн.., смолод.., сначал..; (не) часто, но регулярно; настеж ?, навзнич ?, проч?, замуж?, ещ(ё,о), восторже..о, необыч..о; (не) мелко, а глубоко; вовсе (не) близко, далеко(не) безразлично, (на) попятную, (во)время, (на)вылет, бок (о)бок, точь (в) точь, (по) собачьи, куда (нибудь), когда (либо), чуть (чуть).
8. Вы, люди, попавшие на необитаемый остров, как и все нормальные аборигены, тоже решили оставить о себе память - сделать наскальные рисунки...
Проверка домашнего творческого задания (группы по очереди предлагают вниманию одноклассников стихи, кроссворды, ребусы, сказки, рисунки - всё о наречии).
9. Прежде чем отправиться в путь и вернуться на родной берег, вам предстоит разгадать таинственное послание. Но здесь друзья не помогут. Каждому придётся расчитывать только на себя, свои силы. (Ребята выполняют электронный вариант теста, получают оценку, просматривают свои ошибки.)
Тест
1) Какие из характеристик относятся к наречию?
- Наречие - самостоятельная часть речи.
- Наречие - служебная часть речи.
- Наречие - изменяемая часть речи.
- Наречие - неизменяемая часть речи.
- Наречие может обозначать действие предмета.
- Наречие может обозначать признак действия.
- Наречие не имеет окончаний.
- Наречие имеет нулевое окончание.
1)1,4,6,7
2)1,4,8
3)2,5,6,7
4)1,4,6,8
2) Укажите слова, называющие признак действия:
- Чтение вслух.
- Читать вслух.
- Бежать трусцой.
- Бег трусцой.
1)1,4
2)2,4
3)1,3
4)2,3
3) Укажите слова, называющие признак признака.
1) Совершенно тихий.
2) Произведение совершенно.
3) Весело смеющийся.
4) Весело всем.
1)1,3
2)1,4
3)2,3
4)2,4
4) В каких примерах выделенные слова - наречия?
1) Не разговаривай (во )время еды - наделаешь беды!
2) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.
3) (В)дали за рекою потух огонек.
4) (В)дали голубой столбом уж кружится песок золотой.
1)1,3
2)2,4
3)1,4
4)2,3
5) Определите, в какой строке неправильно определен разряд наречий.
- Тотчас, рано, накануне - наречия времени.
- Сгоряча, почему, поневоле - причины.
- Назло, напоказ, нарочно - образа действия.
- Влево, издалека, вниз - места.
6) В каких предложениях слова в сравнительной степени наречия?
1) Лицо друга стало веселее.
2) Весной солнышко светит веселее.
3) Голос учителя стал громче.
4) Он заговорил громче.
1)1,3
2)1,4
3)2,4
4)2,3
7) В каком предложении НЕ с наречием пишется раздельно?
1) Он поступил весьма (не)плохо.
2) (Не)возможно разобрать такой мелкий почерк.
3) После дождя земля (не)долго оставалась мокрой.
4) Отнюдь (не)случайно автор подробно рассказывает о характере героя.
8) В каком ряду во всех словах НЕ пишется слитно?
1) (не)приятно, ничуть (не)интересно, (не)веселый;
2) (не)по-дружески, (не)приехав, (не)справедливость;
3) совершенно (не)красивый, (не)могу, (не)вдалеке;
4) крайне (не)продуманно, (не)доверчиво, (не)здоровится.
9) В каком ряду во всех словах пишется НН?
1) беше...о вертелся, отвечал продума:о, работал отчая...о;
2) пришел нежда...о - негада...о, говорил пута...о, ушел неожида...о;
3) не работает време...о, говорил взволнова...о, работал увлечё...о;
4) поступила ветре...о, пел проникнове...о, чертил квалифицирова...о.
10) В каком ряду все наречия пишутся слитно?
- (в)трое, (по)утру, (по)середине;
- (на)бело, (на)верху, (по)нашему;
- (в)начале, (с)разбегу, (под)силу;
- (с)права, (в)ничью, (на)скаку.
11) В каком ряду все наречия пишутся через дефис?
1) (по)птичьи, (в)лево, (во)первых;
2) (видимо)невидимо, (по)моему, где(то);
3) бок(о)бок, (по)ровну, (кое)как;
4) точь(в)точь, (в)пятером, (еле)еле.
12) В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (по)больше, (по)волчьи, у кого(то);
2) (пол)ложки, (иссиня)черный, (подобру)поздорову;
3) (по)русскому обычаю, (еле)еле, из(под);
4) где(либо), что(же), (плащ)палатка.
13) В каком предложении во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Паровоз испуган... посвистывал, леса гудели справ... и слев....
2) Сначал: поплавок качался осторожн..., потом стал ерзать то вправ..., то влев....
3) Каждый раз, объясняя дорогу, словно проходишь по ней снов... и снов..., только изредк... что-то вспоминаешь с трудом.
4) Небо, покрытое облаками, давало достаточн... света, чтобы можно было издалек... разглядеть багряные пожары осеннего леса.
14) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется О?
1) свеж..., (купался) нагиш...м, ещ...;
2) ноч... вка, снеж... к, хорош...; 3)
3) (говорить) общ..., горяч..., девч...нка;
4) певуч..., ш...пот, ш...рох.
15) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) хорош..., проч..., обжеч...ся;
2) не мороч... (голову), сплош..., с плеч...;
3) невтерпеж..., обознач..., пустош...;
4) вскач..., навзнич..., настеж....
Ответы: 1) 1; 2) 4; 3) 1;4) 4; 5) 3; 6) 3; 7) 4; 8) 4; 9) 3; 10) 1; 11)2; 12)2; 13)3; 14)3; 14)3; 15)4.
10. Необитаемый остров - это тема очень интересная, особенно для тех, кто там ни разу не был. А поэтому вам сейчас предоставлена возможность провести репортаж с необитаемого острова...
Задание: Составьте небольшой рассказ о вашем пребывании на необитаемом острове. Написать миниатюру вам помогут рисунки, фотографии, репродукции, музыка. Все использованные в тексте наречия подчеркните как члены предложе-ния. (Каждая группа пишет сочинение - миниатюру, которые заслушиваются и оцениваются.)
3. Подведение итогов. Слово учителя: - Наше путешествие успешно завершилось, все - молодцы, показали себя знающими, умелыми, сообразительными, творческими людьми. - Что вам сегодня понравилось, а что нет? - Предлагаю каждому написать одним словом в оценочных лист, как вы оцениваете свою работу сегодня, а также группам оценить вклад каждого в подготовку к уроку и работу на уроке.
4. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту по теме "Наречие".
ПРИЛОЖЕНИЕ / некоторые творческие работы ребят/
Одну простую сказку расскажем мы сейчас. Рассказывать-то долго, наверно, целый час. Жена - прилагательное, а муженёк - глагол. Вот жили - поживали и бегали в футбол. Вот жили - поживали, никто им не мешал. Глагол-то днём работал - задачки он решал. Но вот однажды утром, часам так к десяти, Жена его спросила: "Ребёнка завести?" И вот у них - ребёнок. Наречием зовут. Он чувствовал, конечно, что любят его тут. Держали его дома: над городом-то смог. От близких и родителей схватил он всё, что смог. Две Н он взял от мамочки, НЕ, НИ он взял от дяди. Дядя - местоимение, живёт сейчас в Багдаде. Но всё-таки самостоятельность у ребёнка есть:
"Мягкий знак в наречиях" собьёт с вас быстро спесь.
Но только вот обидно: зависит он от всех.
И главным стать не может. Какой уж тут успех!
Стихотворение Карагодина ПавлаВот перешли в седьмой мы класс и про наречие узнали,
Ведь это новое для нас, хоть в текстах часто их встречали.
Наречия с приставкой НЕ и НИ, наречия, где на конце Ж, Ш...
- Как их писать? - спросили мы, ведь мы уже не малыши.-
И как писать наречия с НН и Н, А или О - какой в наречии конец?
Мы всё узнали на уроках в школе, теперь я - грамотей, я - молодец!
Стихотворение Гавриковой Анны