Цель урока:
- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- прививать интерес к предмету, к различным видам искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: ИКТ, русско-татарский словарь, репродукция картины М.Врубеля «Царевна–лебедь», портреты К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, Леонардо да Винчи, песня «Лебединая верность» (стихи А. Дементьева, музыка Е. Мартынова).
(К уроку прилагается компьютерная презентация)
Эпиграф к уроку:
Я хочу, чтоб жили лебеди и от белых стай,
И от белых стай мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди над землей моей
Над судьбой моей летите в светлый мир людей!
Ход урока
Вступительное слово учителя:
У каждого времени года свои сказки: у весны – сказки пробуждения природы, у лета – сказки ярких цветов, у осени – сказки разноцветных листьев, у зимы – сказки пушистых снежинок. А ещё в каждом уголке земли есть свои неповторимые сказки. Одна из них живет на нашей земле, рядом с нами. Вы удивитесь и спросите: «Что за сказки в наши дни?».
Я вам отвечу статьей нашей районной газеты. Статья называется «Лебединое озеро в нашем районе».
- о чем она?
Предметом для разговора на нашем уроке станут лебеди: белые, чистые, красивые, грациозные, величественные. Перед тем, как разъяснить задачу урока, я бы хотела, чтобы вы приготовили рабочие тетрадки, словарики. А задача нашего урока состоит в том, чтобы мы побольше узнали об этих замечательных птицах. А потом этот материал смогли бы использовать в творческих работах. Виды этих творческих работ разнообразны: сочинение с элементами описания, рассказ с небольшим сюжетом, сказка.
- О лебедях есть множество народных и литературных сказок и легенд. Попробуйте вспомнить некоторые из них. («Гуси – лебеди», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»).
Многие художники свои картины посвящали этим птицам. Взгляните на репродукцию картины М.Врубеля «Царевна - лебедь». Эпизод какой сказки можно увидеть на этой картине? ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
- Царевна снимает с себя белоснежное оперение. Оперение – кош каурыйлары. (Работа со словарем).
- Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь». Что восхищает поэта в лебеде?
- Как плывет лебедь? («рождая волны»)
- Какая из фотографий созвучна этому стихотворению?
Внимание и любовь к этим птицам отразились не только в поэзии, но и в нашей речи, где немало выражений, связанных с лебедем.
- Может быть, какие - нибудь из них вам известны?
(«Лебединая чистота», «лебединая верность», «лебединая песня»).
-Как вы думаете, почему возникло выражение «лебединая чистота»?
(Звучит стихотворение Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»).
-Почему он называет ее «белоснежное диво»?
-Оперение какое? (нежное, пушистое, мягкое)
-Какие сравнения и метафоры помогают автору передать красоту птицы? (метафоры: красавица, дева, дикарка; сравнения: мантия снега белей, глаза – дивные два аметиста (камень)).
- Ребята, вы увидели как красиво создан автором образ лебедя. Слова какой части речи использованы в тексте?
- Имена прилагательные качественные. Белый, чистый, красивый, нежный, пушистый, грациозный, величавый. (Работа со словарем.)
Грациозный – зифа буйлы, матур сынлы.
Величавый - мәһәбәт кыяфәтле.
Выражение «лебединая верность» связано с наблюдениями человека за жизнью этих птиц. Лебедь обычно выбирает себе пару на много лет, он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов, а лишившись ее, не заводит другой.
-Послушаем песню «Лебединая верность» ( стихи А.Дементьева, композитор Е.Мартынов, включается фонограмма)
Я хочу, чтоб жили лебеди и от белых стай,
И от белых стай мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди над землей моей.
Над судьбой моей летите в светлый мир людей!
-О чем мечтают певец и композитор?
И наконец, выражение «лебединая песня». Еще в древности существовала легенда о том, что умирающий лебедь в минуту смерти взмывает вверх, издает последний крик и, мертвый, низвергается вниз. И этот последний крик, последняя песня является самой лучшей из всех, что он пел до этого.
Об умирающем лебеде замечательную миниатюру сложил великий итальянский художник Леонардо да Винчи. (Миниатюра читается на фоне музыки К.Сен-Санса «Лебедь».)
Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимнее холода.
Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.
И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной.
Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера.
В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле…
-Лебедь поет,- прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.
Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.
- Светлая печаль или тягостное чувство остается от описания предсмертной песни лебедя?
Жизнь прожита достойно, и он спокойно расстается с ней.
Выполнение задания по тексту. (Выписываются слова, словосочетания, обороты речи для описания лебедя.)
Например: «перья белоснежны и прекрасны», «чистое одеяние» и другие.
Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята, в конце урока я хотела бы вернуться к задаче нашего урока. Я думаю, мы собрали необходимый материал для своих творческих работ. На следующем уроке мы займемся письменной работой.