Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

Разделы: Русский язык


Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Д.Лихачева:

Самая большая ценность
народа – его язык,
язык, на котором он
говорит, пишет, думает.
Д.Лихачев

Приложение 1 (Слайд 1)

— Задача каждого гражданина России – в совершенстве знать родной язык.

— Ребята, а как вы понимаете смысл сочетания «в совершенстве знать родной язык»?

(Уметь грамотно говорить и писать).

— Грамотно говорить мы учимся у мастеров слова. Обратимся к тексту нашего земляка Владимира Большакова.

2. Работа с текстом.

(Читает учитель).

На озеро Святое с отлетом птиц опускается необычная тишина. Ненастье. Часто дожди. Непогода господствует в природе. Вода озера приобретает какой-то свинцовый, невзрачный оттенок. Начинаются утренние заморозки. Трава стоит белая, пожухлая. Выглянет солнышко из-за тучи, немного погреет, и превратится иней в капельки воды. Словно слезы блестят. Плачет природа, прощаясь с летом.

Тишина необыкновенная. Только иногда нарушает ее падающий желудь с прибрежных дубов, да негромко прошуршит лист, сорванный ветром. Скоро зима.

— О чем этот текст?

— Наш край неслучайно называют озерным. Он богат озерами, которые мы все очень любим в любое время года. Вы ещё не забыли, какими теплыми, ласковыми они бывают?

(Слайд 2, лето, Приложение 1 )

— А весной наши озера оживают, деловито «прихорашиваются» в ожидании новых встреч с нами. (Слайд 3, весна, Приложение 1 )

— А вот и зима. Озера засыпают до следующей весны, но жизнь в них продолжается.

(Слайд 4, зима, Приложение 1 )

— А озеро осенью описал автор нашего текста.

— Какое настроение создает этот текст?

(Настроение грусти, печали, даже безысходности.)

— Почему?

— Озера осенью грустные, печальные.

(Слайд 5, осень, Приложение 1 )

— Назовите слова, предложения, которые создают это настроение.

— Создать настроение грусти, печали помогают выразительные средства художественной речи: эпитеты (приведите примеры); сравнения (примеры); олицетворения (примеры). Обратите внимание на предпоследнее предложение, послушайте его (читаю).

Мы не только видим, но и слышим редкие звуки осенней природы. Какие звуки помогают нам это услышать?

(Ш, щ, ж)

— Это шипящие согласные. А прием называется аллитерация. Этот прием помогает автору создать определенный образ. Природа замерзла в ожидании тишины, что даже слышен падающий желудь, шуршащий лист.

— Автор текста смог донести до нас свои чувства. Но у мастеров слова мы учимся не только грамотно говорить, но и писать. Помните, что на родном языке мы должны говорить, писать грамотно.

— Какие орфограммы встретились в этом тексте?

(Учащиеся называют орфограммы, примеры).

— В этом тексте разные орфограммы. Я вам прочитаю слова из текста, а вы подумайте, какая орфограмма объединяет их: ненастье, непогода, невзрачный, необычная.

(Не с существительными и прилагательными).

3. Объяснение нового материала.

а) Выпишем существительные с не.

1. Ненастье

2. Непогода

— Объясните их написание.

б) Выпишем имена прилагательные с не.

1. Невзрачный

2. Необычная

— На что вы обратили внимание?

— Вы знаете, есть еще часть речи, при написании которой нам поможет знание этого правила.

в) Образуйте от имен прилагательных наречия, запишите их.

1. Невзрачно

2. Необычно

— Обратите внимание, наречия оканчиваются на –о. Речь пойдет о наречиях на –о, -е.

— Сравните записанные примеры. На что вы обратили внимание?

(НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е пишутся одинаково.)

г). Сделайте общий вывод о слитном правописании этих частей речи.

(Слайд 6, Приложение 1)

— А когда имена существительные и прилагательные с НЕ пишутся раздельно? (Примеры записывают в тетрадь, а я записываю на доске). Образуйте от прилагательных наречия с не. (Записываю их на доске).

— Вспомните, при каком еще условии пишутся раздельно имена прилагательные с не? (Примеры записывают в тетрадь).

— Это же правило действует при написании наречий на -о, -е.

(Записываю примеры)

д) И тема нашего урока «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.»

Запишите ее в тетрадь.

— А теперь откройте наш учебник на стр. 102, посмотрите, верно ли мы сформулировали правило. (Читают про себя).

— Все ли условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о, –е мы рассмотрели?

4. Запишите задание на дом:

пар. 36, упр. 219

5. Закрепление изученного материала.

— А теперь попробуем определить написание наречий с не?

(Слайд 7, Приложение 1 )

— Записываем в тетради (один ученик выходит к доске).

— А вы знаете, что и в нашем тексте встретились наречия с не. Найдите их, объясните написание.

(Немного, негромко).

6. Творческая работа

— Большаков с любовью описал озеро Святое. Наверное, у каждого из вас есть уголок природы, где нравится проводить время. Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «Милый сердцу уголок…». В работе вы можете использовать словосочетания, которые напечатаны у вас на листочке. Не забудьте о композиции сочинения: вступлении, основной части, заключении.

(7 – 8 минут)

(Словосочетания на листочке.

Небольшой участок земли, недалеко от города, неведомо куда ведущая дорога, открывается весьма неожиданно, невозможно не заметить, незнакомые цветы, неприметная красота, тянулся непрерывной полосой, немало красот, нередко встречаются в Подмосковье, недоумевал от восторга, немного грустно, неизведанные места.)

(Слайд 8, Приложение 1

— Может быть, поможет настроиться вам на творческую работу стихотворение вашего одноклассника. Антон Кобец прочитает стихотворение «Родное Подмосковье».

(Учащиеся работают 7-8 минут, читают свои работы).

— Я думаю, что дома вы доработаете свои сочинения и не забудете, что нужно в совершенстве знать родной язык, язык, на котором мы говорим, пишем, думаем. Я надеюсь, что вы удивите и меня, и одноклассников своими творческими работами.