Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Д.Лихачева:
Самая большая ценность
народа – его язык,
язык, на котором он
говорит, пишет, думает.
Д.Лихачев
Приложение 1 (Слайд 1)
— Задача каждого гражданина России – в совершенстве знать родной язык.
— Ребята, а как вы понимаете смысл сочетания «в совершенстве знать родной язык»?
(Уметь грамотно говорить и писать).
— Грамотно говорить мы учимся у мастеров слова. Обратимся к тексту нашего земляка Владимира Большакова.
2. Работа с текстом.
(Читает учитель).
На озеро Святое с отлетом птиц опускается необычная тишина. Ненастье. Часто дожди. Непогода господствует в природе. Вода озера приобретает какой-то свинцовый, невзрачный оттенок. Начинаются утренние заморозки. Трава стоит белая, пожухлая. Выглянет солнышко из-за тучи, немного погреет, и превратится иней в капельки воды. Словно слезы блестят. Плачет природа, прощаясь с летом.
Тишина необыкновенная. Только иногда нарушает ее падающий желудь с прибрежных дубов, да негромко прошуршит лист, сорванный ветром. Скоро зима.
— О чем этот текст?
— Наш край неслучайно называют озерным. Он богат озерами, которые мы все очень любим в любое время года. Вы ещё не забыли, какими теплыми, ласковыми они бывают?
(Слайд 2, лето, Приложение 1 )
— А весной наши озера оживают, деловито «прихорашиваются» в ожидании новых встреч с нами. (Слайд 3, весна, Приложение 1 )
— А вот и зима. Озера засыпают до следующей весны, но жизнь в них продолжается.
(Слайд 4, зима, Приложение 1 )
— А озеро осенью описал автор нашего текста.
— Какое настроение создает этот текст?
(Настроение грусти, печали, даже безысходности.)
— Почему?
— Озера осенью грустные, печальные.
(Слайд 5, осень, Приложение 1 )
— Назовите слова, предложения, которые создают это настроение.
— Создать настроение грусти, печали помогают выразительные средства художественной речи: эпитеты (приведите примеры); сравнения (примеры); олицетворения (примеры). Обратите внимание на предпоследнее предложение, послушайте его (читаю).
Мы не только видим, но и слышим редкие звуки осенней природы. Какие звуки помогают нам это услышать?
(Ш, щ, ж)
— Это шипящие согласные. А прием называется аллитерация. Этот прием помогает автору создать определенный образ. Природа замерзла в ожидании тишины, что даже слышен падающий желудь, шуршащий лист.
— Автор текста смог донести до нас свои чувства. Но у мастеров слова мы учимся не только грамотно говорить, но и писать. Помните, что на родном языке мы должны говорить, писать грамотно.
— Какие орфограммы встретились в этом тексте?
(Учащиеся называют орфограммы, примеры).
— В этом тексте разные орфограммы. Я вам прочитаю слова из текста, а вы подумайте, какая орфограмма объединяет их: ненастье, непогода, невзрачный, необычная.
(Не с существительными и прилагательными).
3. Объяснение нового материала.
а) Выпишем существительные с не.
1. Ненастье
2. Непогода
— Объясните их написание.
б) Выпишем имена прилагательные с не.
1. Невзрачный
2. Необычная
— На что вы обратили внимание?
— Вы знаете, есть еще часть речи, при написании которой нам поможет знание этого правила.
в) Образуйте от имен прилагательных наречия, запишите их.
1. Невзрачно
2. Необычно
— Обратите внимание, наречия оканчиваются на –о. Речь пойдет о наречиях на –о, -е.
— Сравните записанные примеры. На что вы обратили внимание?
(НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е пишутся одинаково.)
г). Сделайте общий вывод о слитном правописании этих частей речи.
(Слайд 6, Приложение 1)
— А когда имена существительные и прилагательные с НЕ пишутся раздельно? (Примеры записывают в тетрадь, а я записываю на доске). Образуйте от прилагательных наречия с не. (Записываю их на доске).
— Вспомните, при каком еще условии пишутся раздельно имена прилагательные с не? (Примеры записывают в тетрадь).
— Это же правило действует при написании наречий на -о, -е.
(Записываю примеры)
д) И тема нашего урока «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.»
Запишите ее в тетрадь.
— А теперь откройте наш учебник на стр. 102, посмотрите, верно ли мы сформулировали правило. (Читают про себя).
— Все ли условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о, –е мы рассмотрели?
4. Запишите задание на дом:
пар. 36, упр. 219
5. Закрепление изученного материала.
— А теперь попробуем определить написание наречий с не?
(Слайд 7, Приложение 1 )
— Записываем в тетради (один ученик выходит к доске).
— А вы знаете, что и в нашем тексте встретились наречия с не. Найдите их, объясните написание.
(Немного, негромко).
6. Творческая работа
— Большаков с любовью описал озеро Святое. Наверное, у каждого из вас есть уголок природы, где нравится проводить время. Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «Милый сердцу уголок…». В работе вы можете использовать словосочетания, которые напечатаны у вас на листочке. Не забудьте о композиции сочинения: вступлении, основной части, заключении.
(7 – 8 минут)
(Словосочетания на листочке.
Небольшой участок земли, недалеко от города, неведомо куда ведущая дорога, открывается весьма неожиданно, невозможно не заметить, незнакомые цветы, неприметная красота, тянулся непрерывной полосой, немало красот, нередко встречаются в Подмосковье, недоумевал от восторга, немного грустно, неизведанные места.)
(Слайд 8, Приложение 1 )
— Может быть, поможет настроиться вам на творческую работу стихотворение вашего одноклассника. Антон Кобец прочитает стихотворение «Родное Подмосковье».
(Учащиеся работают 7-8 минут, читают свои работы).
— Я думаю, что дома вы доработаете свои сочинения и не забудете, что нужно в совершенстве знать родной язык, язык, на котором мы говорим, пишем, думаем. Я надеюсь, что вы удивите и меня, и одноклассников своими творческими работами.