Цель урока:
- познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры;
- обогатить словарь учащихся искусствоведческими терминами;
- научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении;
- воспитывать любовь к искусству, уважение к исторической памяти;
- развивать устную и письменную речь учащихся, умение логически строить свои ответы.
Оборудование: иллюстрация с изображением памятника Воинской славы в городе Йошкар-Оле; карта России, план города Йошкар-Олы, раскладушка “ Скульптурные памятники Волгограда “, диск с записью стихотворения Б.Слуцкого “Памятник”, комплект искусствоведческих терминов.
Ход урока
I. Чтение учителем стихотворения А.Твардовского “Монумент”.
Беседа с учащимися по стихотворению.
- Скажите, созвучно ли это стихотворение сегодняшней ситуации?
- Нужно ли разрушать памятники советским солдатам? Почему?
II. Объявление темы и цели урока.
III. Словарная работа по толковому словарю.
Архитектура
монумент
памятник
постамент
пьедестал
скульптура
обелиск (записи в тетради).
IV. Экскурсия по городу.
Проводит: ученик-экскурсовод (рассказ сопровождается презентацией “Марийский народ не забудет отважных своих сыновей”)
Ученик-искусствовед (рассказ сопровождается презентацией “Скульптор А. Ширнин”).
Цель экскурсии: познакомить учащихся с памятными местами нашего города, монументом Воинской славы, творческой биографией А. Ширнина, прослушивание стихотворения Б.Слуцкого “Памятник”.
V. Беседа с учащимися.
Рассмотрите внимательно иллюстрацию с изображением памятника Воинской славы в Йошкар-Оле.
- В какой момент скульптор изобразил солдата?
- Докажите, что солдат изображен в движении. Благодаря чему это создается?
- Какова идея создания этого памятника?
- Как вы считаете, был ли нужен нашему городу такой памятник?
- Какие мысли и чувства вызывает у вас этот памятник?
- Какой памятник есть в нашем поселке? Кому он поставлен?
VI. Прослушивание стихотворения Б.Слуцкого “ Памятник”.
Выводы по уроку.
VII. Составление плана сочинения.
Некоторым очень тяжело даются вступления и заключения.
1. Как нам начать сочинение?
2. Какой мыслью можно закончить сочинение?
Примерный план сочинения
I. Вступление.
1.Повод к открытию памятника.
2.Место установки.
II. Основная часть.
1.Автор скульптуры.
2.Постамент.
3.Поза и состояние.
III. Заключение.
1.Чем памятник ценен для нас?
Запись домашнего задания
Написать сочинение на одну из тем:
- “У памятника погибшим героям”.
- “Памятник любимому писателю”.
- “О чем рассказал памятник”.