Цели:
- обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о союзах;
- отрабатывать практические навыки правописания союзов;
- формировать умения находить союзы в тексте, определять значение союзов, их роль в предложении; правильно применять их в речи;
- прививать интерес к русскому языку, языковой культуре, воспитывать гордость за свой родной язык;
- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма во время работы на уроке
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал.
Ход урока
Слово учителя: Ребята, мы завершаем работу над темой «Союзы»», и нам надо подвести итоги. В течение десяти дней вы выполняли различные задания по изучаемой теме: создавали кластеры, презентации к урокам, писали творческие работы, сочиняли синквейн, готовили раздаточный материал, выполняли тесты и упражнения, данные в учебнике. Сегодня вас ждут такие виды работ, где вы сможете показать, насколько хорошо вы изучили тему «Союзы» и подготовились к обобщающему уроку. Начнем с небольшой разминки.
I. Тест
(слайды 4-6)
-
В каждом столбике укажи союз:
а) то же;
б) так что;
в) что же;
г) и так;
д) также;
е) так же; -
В каждом ряду выдели сочинительный союз:
а) также, так как, что;
б) если, то…то, будто;
в) едва, потому что, но; -
Определи
причинный союз: как будто, словно, потому что;
временной: чтобы, пока, точно;
изъяснительный: как скоро, что, оттого что. -
Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
а) Что легко достается, то дёшево ценится.
б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.
в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.
г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту. -
Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.
а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2) не успели к открытию спартакиады.
б) Слышится(1) то шёпот(2) то осторожный шелест.
в) Отряд остановился(1) так(2) как впереди была отвесная скала.
г) Для того(1) чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.
Ключ к тесту:
- б, д;
- тоже, то..то, но;
- потому что, пока, что;
- б;
- а) 1; б) 2; в) 1; г) 1; д) 2.
Оцените по шкале:
- «5» – нет ошибок
- «4» – одна ошибка
- «3» – две ошибки
- «2» – более двух ошибок
II. Теперь поработаем на интерактивной доске
Ученики выполняют задания на доске, класс работает вместе с ними.
1) Синтаксическая пятиминутка (слайд 8).
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте схему второго и третьего предложений, укажите роль союзов.
1. В_л_чайшее б_га_ство народа – его язык! 2. Тыс_ч_летиями накапл_ваю_ся и вечно живут в слов_ (не)сметные сокров_ща ч_л_веч_ской мысли и опыта. 3. Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что «язык живёт вместе с жизнью народа».
2) Повторим пунктуацию при сочинительных союзах (слайд 9) и выполним задания.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, найдите союзы, определите их группу.
С_й(час) и дома и на работе к_мп_ют_ры ст_новя_ся (не)зам_нимыми п_мощниками. А сколько разных свед_ний хр_нят к_мп_ют_ры в св_ей пам_ти! Они вс_гда к вашим услугам и в любой м_мент мгн_венно дадут нужную спра_ку. Как уч_ному так и врачу инж_неру и учит_лю п_сат_лю и к_мп_зитору к_нструктору и агр_ному – всем может помоч_ к_мп_ют_р.
III. Вспомним подчинительные союзы.
Посмотрите на экран (слайд 11).
Назовите союзы.
- временные (указывают на время):
- причинные (указывают на причину):
- целевые (указывают на цель):
- условные (указывают на условие):
- уступительные (указывают на уступку):
- сравнительные (указывают на сравнение):
- следственные (указывают на следствие):
- изъяснительные (указывают на то, о чем говорится в предложении)
Выполним задание на интерактивной доске (слайд 12).
Расставьте запятые, поставьте вопросы к зависимым предложениям, укажите вид союзов.
1. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. 2. По синим волнам океана лишь звёзды блеснут в небесах корабль одинокий несётся несётся на всех парусах. 3. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми.
IV. Слово учителя.
А теперь, ребята, вспомним написание союзов также, тоже, чтобы. Что надо помнить, чтобы не сделать ошибок? Внимание на экран (слайд 13). Выполним задание на интерактивной доске, используя данное правило.
Если же и бы опустить нельзя, пиши слитно. Если же и бы можно опустить, пиши раздельно. Союз зато = но.
Он то(же) сегодня придет. Он придёт на то(же) место. Он так(же) поступил в музыкальную школу. Надо сделать подарок бабушке что(бы) порадовать её. Мы долго думали что(же) подарить бабушке. Спрячься за(то) дерево. Не очень ловок за(то) говорлив.
Индивидуальная работа по карточкам (одновременно с работой на доске). Укажите разряды союзов, их роль в предложении.
1. Поднимается солнце и разогревается воздух капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега и поля и холмы и то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
V. Мы знаем, что союзы надо уметь отличать от местоимений.
Как это делать, сейчас ребята покажут на интерактивной доске и дадут разъяснения. (слайд 14)
- Он не пришёл потому что заболел.
- Он не пришёл оттого что заболел.
- От того берега отчалила лодка.
- По тому болоту пройти нельзя.
- А кто их разберет, что они кричат.
VI. Самостоятельная работа по группам.
Задания дает учитель.
Вариант 1. Творческая работа.
Из двух простых предложений составьте сложные предложения с помощью сочинительных или подчинительных союзов, определите их вид.
1) Под улицами Москвы протянулись подземные коридоры. Движение стало более безопасным. 2) Светофоры установили повсюду. Машинам не придётся простаивать у перекрёстков.
Вариант 2. Творческая работа.
Составьте СПП на тему «Мои любимые книги».
- [ ], (где…).
- [ ], (потому что…).
- [ ], (куда…).
- [ ], (чтобы…).
- Добавьте предложения с сочинительными союзами.
Вариант 3. Творческая работа.
Сочинение-миниатюра «Компьютер в моей жизни» с использованием сочинительных и подчинительных союзов. Указать разряды союзов.
Вариант 4.
Найти союзы, указать их разряд, расставить знаки препинания.
1. Отцветает черёмуха зато расцвела бузина и под нею земляника. 2. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 3. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 4. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 5. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 6. Я склонился к реке но и там тоже колыхались и дрожали звёзды.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия по уроку.
Продолжите высказывания по уроку
- сегодня я почувствовал, что…
- я выполнял задания…
- у меня получилось …
- я понял, что теперь могу…
- я научился…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание:
- Сочините синквейн на тему «Союзы».
- Создайте кластер на тему «Союзы».