Урок развития речи по русскому языку "Письмо – вид письменного общения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомить учащихся со структурой и историей письма.
  2. Научить отличать личное письмо от делового
  3. Развивать культуру речи.

Оборудование: Презентация по теме, Раздаточный материал. 

Ход урока 

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой 5 на медной бляшке.
В синей форменной фуражке.
Это он. Это он, Ставропольский почтальон.

Входит учитель в образе почтальона .

– Здравствуйте, ребята! Вам пришло письмо. Но, мне поручено, прежде чем отдать его вам, узнать, что вы знаете о письме.

– Вижу, что очень мало.

– Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Давайте попробуем её сформулировать:

– (Совместно с учащимися формулируется тема урока): «Письмо – вид письменного общения».

II. Работа с классом.

– Откройте тетради, запишите число, тему урока.

– Итак, тема: «Письмо – вид письменного общения».

Давайте посмотрим, какое лексическое значение имеет это слово.

– Что такое лексическое значение?

– Где мы можем посмотреть?

Итак:

  • «Письмо – 1. Написанный текст, посылается для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. 2. Система графических знаков для передачи, запечатления речи».
  • Слово «письмо» имеет интересные однокоренные слова.
  • Письмовник – в старину сборник образцов для составления писем.
  • Письмоводитель – (устарелвшее) чиновник, занимающийся ведением канцелярских дел.

(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова)

III .Сообщение учащихся

(подготовленные дома) о возникновении письменности.

а. Письмо возникло очень давно, начертательное письмо появилось 5 тысяч лет назад, а буквенное – 3 тысячи. Первоначально письмо возникло из потребности передать сообщение людям, для этого использовались различные предметы.

Например: известен случай, когда попавший в плен африканец послал жене камень, кусок угля, перец, зерно и лохмотья; это означает: тверд как камень, уголь – будущее не определенно и т.д..

Известно перуанское письмо-кипу – палочка с навязанными разноцветными шнурками с узелками каждый из которых имел определенное значение.

б. Североамериканские индейцы ирокезы использовали для передачи вампум – широкое поле, сделанное из нитей, унизанных бусами.

В отличие от других народов , шумеры записывали свои мысли на глиняных дощечках с помощью острой палочки.

Позже появились пиктограммы, письмо с рисунками, каждая представляет собой рассказ в картинках. Следующим этапом письма была идеография (письмо понятиями) писалось символами. Элементы идеографии есть и в нашем письме: цифры, научные символы, дорожные знаки.

Позже идеографические знаки превращаются в иероглифы; которые со временем изменились в знаки.

в. Но вот появились буквы, которые возникли из древнего рисунчатого письма. Буквы писались на папирусе, изготовленном из листьев водного растения. Чернила делали из древесного угля. Первыми стали писать египтяне.

г. Наряду с папирусом распространение получил материал, сделанный из шкур молодых животных. Стал он называться пергаментом, по наименованию места, где был изобрен.

В России писали на бересте. Соскабливали внутренний слой коры, кипятили его и придавали нужную форму.

А бумагу изобрел китайский ученый Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал ее в плоский лист и оставил сушиться на солнце, так появилась бумага.

IV. Работа с классом.

– Мы узнали, как появилось письмо, на чем оно писалось. А теперь давайте разберем, как писали письма. Письмо – это текст, написанный в определенном жанре – эпистолярном.

Эпистолярный жанр –

  1. Относящийся к частной переписке, к письмам.
  2. Имеющий форму письма, переписки.

(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова)

– А так как это текст, то он имеет структуру.

  1. Приветствие, обращение.
  2. Сообщение чего-либо, кому-нибудь.
  3. Завершение (число, подпись).

Письма могут быть написаны в разных стилях.

– Какие бывают? Разговорный, официально-деловой, книжный и другие.

От стиля зависит тип письма.

По типу письмо бывает:

V. Практическое задание.

1. Выберите фразы, которые можно использовать в начале письма, а какие в середине и в конце.

  1. Наверно, тебе будет интересно узнать.
  2. Привет, Толик!
  3. Благодарю тебя за интересное письмо и открытку.
  4. До скорой встречи. Твоя подруга.
  5. Здравствуй, мой незнакомый друг!
  6. Я очень рад за тебя. Я знал, что ты не боишься трудностей.
  7. Извини, что задержался с ответом…
  8. Голова полна интересными мыслями, спешу поведать их тебе…
  9. Не скучай, не болей. Скоро увидимся! Твоя Надя.
  10. Хочу поделиться с тобой своими впечатлениями о фильме…

– К какому стилю можно отнести указанные выражения? (разговорный стиль),

2. Найдите неправильное выражение и исправьте его.

  1. Уважаемая бабушка Марья Петровна!
  2. Жители дома! Капитальный ремонт Вашего дома будет произведен в начале апреля.
  3. С любовью, П.В. Петров (Начальник ЖЭУ № 21)

VI. Творческая работа.

Вы знаете ребята, что написание письма было очень распространенным способом общения. Письма писали часто, в них высказывали свои мысли и чувства. Не исключением был и поэт С.А. Есенин, которому в этом году отмечали 115 лет со дня рождения. У поэта, целый цикл, который называется «Из эпистолярной прозы», в него входят: юношеские письма, зарубежные письма, письмо о литературе.

Например, письмо Григорию Панфилову, близкому другу по школе (чтение отрывка из письма).

Многие стихотворения Есенин писал в форме письма: письмо матери, женщине, сестре, деду.

Отрывок из стихотворения С.Есенина «Письмо матери» (читает учащийся).

VII. Домашнее задание.

Очень многое о жизни знаменитых людей мы узнаем именно из писем, оставшихся после их смерти. Я думаю, что не смотря на создание новых технологий общения, письмо не может устареть, потому что письменно всегда легче сказать то, что не можешь сказать устно.

Поэтому и домашнее задание у нас будет творческое. Напишите письмо маме, бабушке, брату, сестре, может быть, мне. Расскажите в нем о самом интересном, личном. Можете попробовать написать в стихах или прозе.

VIII. Подведение итогов.

Прежде чем прочитать письмо, которое мы получили в начале урока, хотелось бы услышать:

– Что вы узнали о письме?

– Какова структура письма?

– Как отличить деловое письмо от личного?

Выполните небольшой тест на раздаточном материале и оцените свою работу на уроке.

IX. А теперь прочитаем письмо, которое получили в начале урока:

Дорогие пятиклассники!
Вам попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад – русский язык. Он приведет вас к новым открытиям, он ваш друг, наставник, советчик.
Госпожа Лингвистика.