Цели:
- Познакомить учащихся со структурой и историей письма.
- Научить отличать личное письмо от делового
- Развивать культуру речи.
Оборудование: Презентация по теме, Раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит фонограмма:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой 5 на медной бляшке.
В синей форменной фуражке.
Это он. Это он, Ставропольский почтальон.
Входит учитель в образе почтальона .
– Здравствуйте, ребята! Вам пришло письмо. Но, мне поручено, прежде чем отдать его вам, узнать, что вы знаете о письме.
– Вижу, что очень мало.
– Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Давайте попробуем её сформулировать:
– (Совместно с учащимися формулируется тема урока): «Письмо – вид письменного общения».
II. Работа с классом.
– Откройте тетради, запишите число, тему урока.
– Итак, тема: «Письмо – вид письменного общения».
Давайте посмотрим, какое лексическое значение имеет это слово.
– Что такое лексическое значение?
– Где мы можем посмотреть?
Итак:
- «Письмо – 1. Написанный текст, посылается для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. 2. Система графических знаков для передачи, запечатления речи».
- Слово «письмо» имеет интересные однокоренные слова.
- Письмовник – в старину сборник образцов для составления писем.
- Письмоводитель – (устарелвшее) чиновник, занимающийся ведением канцелярских дел.
(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова)
III .Сообщение учащихся
(подготовленные дома) о возникновении письменности.
а. Письмо возникло очень давно, начертательное письмо появилось 5 тысяч лет назад, а буквенное – 3 тысячи. Первоначально письмо возникло из потребности передать сообщение людям, для этого использовались различные предметы.
Например: известен случай, когда попавший в плен африканец послал жене камень, кусок угля, перец, зерно и лохмотья; это означает: тверд как камень, уголь – будущее не определенно и т.д..
Известно перуанское письмо-кипу – палочка с навязанными разноцветными шнурками с узелками каждый из которых имел определенное значение.
б. Североамериканские индейцы ирокезы использовали для передачи вампум – широкое поле, сделанное из нитей, унизанных бусами.
В отличие от других народов , шумеры записывали свои мысли на глиняных дощечках с помощью острой палочки.
Позже появились пиктограммы, письмо с рисунками, каждая представляет собой рассказ в картинках. Следующим этапом письма была идеография (письмо понятиями) писалось символами. Элементы идеографии есть и в нашем письме: цифры, научные символы, дорожные знаки.
Позже идеографические знаки превращаются в иероглифы; которые со временем изменились в знаки.
в. Но вот появились буквы, которые возникли из древнего рисунчатого письма. Буквы писались на папирусе, изготовленном из листьев водного растения. Чернила делали из древесного угля. Первыми стали писать египтяне.
г. Наряду с папирусом распространение получил материал, сделанный из шкур молодых животных. Стал он называться пергаментом, по наименованию места, где был изобрен.
В России писали на бересте. Соскабливали внутренний слой коры, кипятили его и придавали нужную форму.
А бумагу изобрел китайский ученый Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал ее в плоский лист и оставил сушиться на солнце, так появилась бумага.
IV. Работа с классом.
– Мы узнали, как появилось письмо, на чем оно писалось. А теперь давайте разберем, как писали письма. Письмо – это текст, написанный в определенном жанре – эпистолярном.
Эпистолярный жанр –
- Относящийся к частной переписке, к письмам.
- Имеющий форму письма, переписки.
(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова)
– А так как это текст, то он имеет структуру.
- Приветствие, обращение.
- Сообщение чего-либо, кому-нибудь.
- Завершение (число, подпись).
Письма могут быть написаны в разных стилях.
– Какие бывают? Разговорный, официально-деловой, книжный и другие.
От стиля зависит тип письма.
По типу письмо бывает:
V. Практическое задание.
1. Выберите фразы, которые можно использовать в начале письма, а какие в середине и в конце.
- Наверно, тебе будет интересно узнать.
- Привет, Толик!
- Благодарю тебя за интересное письмо и открытку.
- До скорой встречи. Твоя подруга.
- Здравствуй, мой незнакомый друг!
- Я очень рад за тебя. Я знал, что ты не боишься трудностей.
- Извини, что задержался с ответом…
- Голова полна интересными мыслями, спешу поведать их тебе…
- Не скучай, не болей. Скоро увидимся! Твоя Надя.
- Хочу поделиться с тобой своими впечатлениями о фильме…
– К какому стилю можно отнести указанные выражения? (разговорный стиль),
2. Найдите неправильное выражение и исправьте его.
- Уважаемая бабушка Марья Петровна!
- Жители дома! Капитальный ремонт Вашего дома будет произведен в начале апреля.
- С любовью, П.В. Петров (Начальник ЖЭУ № 21)
VI. Творческая работа.
Вы знаете ребята, что написание письма было очень распространенным способом общения. Письма писали часто, в них высказывали свои мысли и чувства. Не исключением был и поэт С.А. Есенин, которому в этом году отмечали 115 лет со дня рождения. У поэта, целый цикл, который называется «Из эпистолярной прозы», в него входят: юношеские письма, зарубежные письма, письмо о литературе.
Например, письмо Григорию Панфилову, близкому другу по школе (чтение отрывка из письма).
Многие стихотворения Есенин писал в форме письма: письмо матери, женщине, сестре, деду.
Отрывок из стихотворения С.Есенина «Письмо матери» (читает учащийся).
VII. Домашнее задание.
Очень многое о жизни знаменитых людей мы узнаем именно из писем, оставшихся после их смерти. Я думаю, что не смотря на создание новых технологий общения, письмо не может устареть, потому что письменно всегда легче сказать то, что не можешь сказать устно.
Поэтому и домашнее задание у нас будет творческое. Напишите письмо маме, бабушке, брату, сестре, может быть, мне. Расскажите в нем о самом интересном, личном. Можете попробовать написать в стихах или прозе.
VIII. Подведение итогов.
Прежде чем прочитать письмо, которое мы получили в начале урока, хотелось бы услышать:
– Что вы узнали о письме?
– Какова структура письма?
– Как отличить деловое письмо от личного?
Выполните небольшой тест на раздаточном материале и оцените свою работу на уроке.
IX. А теперь прочитаем письмо, которое получили в начале урока:
Дорогие пятиклассники!
Вам попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад – русский язык. Он приведет вас к новым открытиям, он ваш друг, наставник, советчик.
Госпожа Лингвистика.