Тема урока: Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ. Урок с применением технологии критического мышления.
Цель урока:
- Применяя технологию развития критического мышления, подготовить учащихся к написанию сочинения по тексту.
- Формировать умение работать с текстом, анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного выступления, активизировать творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к предмету, нравственные нормы.
Оборудование: мультимедийный проектор, распечатки текстов, таблицы.
Ход урока
1. Огранизационное начало урока.
2. Сообщение темы и цели урока. (Приложение 1. Слайды 1-3)
Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…..
В.Высоцкий.
I. Стадия “вызова”. (Активизируем работу, “подталкиваем” учеников к анализу текста)
Беседа с учащимися.
– Вам нравятся горы?
– Вы когда-нибудь бывали в горах?
– А почему так манят человека горы?
– Какие качества нужны человеку в горах?
– А чем опасны горы?
– Почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё равно идут в горы? ( Приложение 1. Слайды 5-10)
Занесём наши мысли в левую часть таблицы. (Работа индивидуально и в парах) . ( Приложение 1. Слайд 11)
Что мне известно по теме | |
|
– Зачитайте, что записали в этой части таблицы?
II. Стадия “осмысления”.
– Давайте прочитаем текст. (Распечатки у каждого на парте) Автор текста – Ю.Визбор.
– Что вам известно об авторе текста?
– Когда будете читать текст, ставьте на полях значки:
+ – согласен – – не согласен
! – это главное (Приложение 1. Слайд 12)
Зачем мы ходим в горы? На высоте 4800 метров мы лежим с моим другом Аркадием, засунув головы под нависающий камень, чтобы хоть мозги защитить от этого мексиканского ультрафиолета. Юго-Западный Памир. В каменистом безветренном ущелье, формой напоминающем ложку, а содержанием – сковородку, нам предстоит пролежать весь день, пока не подойдут остальные участники, вышедшие позже нас… Несусветное пекло. Апатия и равнодушие. Первый подъём на высоту всегда тяжёл. Спина моей рубашки, калящаяся на солнце, хрустит как фанерная. Рядом стоят рюкзаки, всё ещё дымящиеся от нашего пота.
Зачем мы ходим в горы? Почему спортивное действие, совершенное наедине с самим собой, без свидетелей, если не считать товарищей по маршруту, звёзд, солнца и облаков, нам милее и дороже успеха, достигнутого в присутствии стотысячной толпы? Любимые спортивные игры, сколь прекрасны они бы ни были, всего лишь площадка, где демонстрируются сила, быстрота реакции, крепость нервов… Альпинист же – партнёр природы. Он состязается с величинами, не знающими ни правил игры, ни отступления, ни пощады. Эти величины – снег, скалы, лёд, отвесы, ветер, холод, гипоксия. И победа в горах щедра потому, что никакая спортивная радость не может сравниться с ней.
Меняется ли человек в горах? Да. Слесарь и администратор, художник и конструктор, технолог и учёный сообща занимаются любимым делом, и зачастую их городские привычки, стереотипы, нажитые за годы профессиональной деятельности, здесь не имеют значения. Зато здесь на первый план выходят фундаментальные качества души.
Я знаю многих товарищей-альпинистов, с которыми я ходил в горах, и весьма смутно представляю, чем они занимались “на равнине”. Может, они и говорили мне, но как-то забывалось. А вот о том, какие они люди, я знаю и помню прекрасно. В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно как и недостатков. И вместе с тем это уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете.
Снизу слышны негромкие голоса, постукивание ледорубов о камни. Это подходят наши.
Зачем мы ходим в горы? Я хочу процитировать французского альпиниста Роббера Параго: “Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе…”
(По Ю. Визбору)
- О чём этот текст?
– Какова его тема?
– Что нового мы узнали по теме, прочитав текст?
– Запишите основные положения в правую часть таблицы. (Приложение1. Слайд 13)
Что мне известно по теме | Что нового я узнал из текста по теме |
– Зачитайте, что записали в этой части таблицы?
– В чём вы согласились с автором, когда читали текст?
-А что, может быть, вам показалось спорным?
– Какие проблемы поднимает автор в тексте?
– А какая проблема, на ваш взгляд, главная? (Зачем человек ходит в горы? Что для него значит поход в горы?)
– Запишем проблему в тетрадь.
– Как сам автор отвечает на вопрос, зачем мы ходим в горы? Какова его позиция? Обратите внимание на значки! (это главное). (В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно как и недостатков. И вместе с тем это уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете. Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе.)
– Как доказывает Ю.Визбор свою мысль?
– Расположите ключевые предложения текста в их логической последовательности, то есть составьте логическую схему текста. (Приложение 1. Слайд 14)
Данная схема поможет составить комментарий к проблеме.
– Сформулируем собственный тезис по данной проблеме.
Человек в горах приобретает опыт, познаёт себя и других, получает возможность оценить свою силу и слабость, судить о себе.
III. Стадия “рефлексии”.
Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме. (Приложение 1. Слайд 15)
Далее учащиеся пишут фрагмент сочинения.