Цели урока:
- образовательная: повторение знаний о публицистическом стиле речи (подготовка к ЕГЭ), развитие умения анализировать текст публицистического стиля;
- развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;
- воспитательные: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности; воспитывать у учащихся доброе, отзывчивое отношение к окружающему миру.
Задачи:
- учить ребят отличать тексты публицистического стиля от других;
- учить ребят находить и формулировать проблему текста, комментарий, авторскую позицию, приводить аргументы;
- развивать речевую культуру учащихся;
- закреплять ранее изученные правила русской орфографии;
- повышать орфографическую грамотность учащихся.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Имя урока:
Птицы, рыбы, звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Р. Рождественский
Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, риторикой, экологией.
Оборудование:
- карточки с индивидуальными заданиями для тестирования;
- материалы презентации №1 «Глаза природы», выполненные с помощью программы PowerPoint;
- материалы презентации №2 «Публицистический стиль речи», выполненные с помощью программы PowerPoint;
- текст для комплексного анализа «Белый красавец» В. Конецкого.
- учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд.-М.: Просвещение, 2003.- 350с.»
Ход урока
I. Оргмомент (готовность к уроку)
Слово учителя о теме урока. Цели, задачи урока.
II. Эмоциональный настрой
III. Мотивация
Слово учителя.
– Ребята, какое впечатление на вас произвёл данный сюжет? Понравился? Чем? Что привлекло внимание? (Ответы ребят)
– Сегодня мы говорим о важной проблеме современности – ответственности человека за всё живое на Земле. Слова известного поэта 20 века Роберта Рождественского станут эпиграфом к уроку:
Птицы, рыбы, звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
– Что такое эпиграф?
– Какую главную мысль выражают слова поэта?
– Как они связаны с просмотренным сюжетом «Глаза природы»?
– В комплексной работе над умением формулировать проблему нам поможет текст В. Конецкого «Белый красавец». Но сначала предлагаю вам, ребята, провести интеллектуальную разминку – тест.
IV. Актуализация знаний
1. Работа с тестами.
Вариант 1.
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
- звонит
- крапива
- щавель
- камбала
2. Какое слово образовано суффиксальным способом?
- заговорить
- выученный
- сработанность
- сработаться
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- более грамотнее
- свыше четырехсот
- несколько учащихся
- попытаюсь выполнить
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Сложив руки на груди,
- мать встала у окна.
- матери захотелось взглянуть в окно.
- ей почудилось, что кто-то смотрит на нее.
- ей вспомнилось детство.
5. Укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
- любить природу
- внимательно изучить
- семнадцатый год
- плата за проезд
Вариант 2.
1. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
- позвонит
- документ
- проведенный
- усугубить
2. Какое слово образовано суффиксальным способом?
- юный
- побелка
- предгорье
- наперсток
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- хочешь учиться
- в дветысячном году
- нет ста сорока пяти человек
- несколько килограммов
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Обобщая материал,
- рассматриваются только факты.
- мною была допущена ошибка.
- требуется внимание.
- будьте внимательны и соблюдайте все правила.
5. Укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
- на высоком месте
- ветки черешен
- смотреть в окно
- иногда читаю
КЛЮЧИ:
- Вар. 1: 1 – 4, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1, 5 – 3.
- Вар. 2: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 4-, 5 – 1.
V. Объяснение нового материала
1. Слово учителя.
– Итак, ребята, мы начинаем серьёзную и важную работу по комплексному анализу текста.
Я вам прочитаю текст о белом ките, а вы попробуйте определить его стилевую принадлежность, обращение автора к главным проблемам современности. Внимание.
Выразительное чтение текста «Белый красавец» учителем.
(У каждого ученика имеется один распечатанный вариант).
(1) Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад: "Промысловиками китобойной флотилии "Дальний Восток" добыт абсолютно белый кит". (2) Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: "Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3) Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. (4) Среди тёмно-серых плыл белый кит. (5) Точный выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине. (6) Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу. (7) "На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко", – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.
(8) За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9) Низкие лучи золотят зыбь. (10) Волны тёмно-сини, густы. (11) Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12) Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13) Среди стада плывёт белый красавец. (14) Один на десятки тысяч.
(15) Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16) Латышев кричит: "Белого, белого!" (17) Хлопает выстрел.
(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19) Я понимаю глупое любопытство матросов. (20) Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21) И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22) И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.
(23) "Киты-самоубийцы" – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. (24) "Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25) И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. (26) Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.
(27) Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28) Что заставляет их "сознательно" идти на верную гибель? (29) Учёные пока ничего не могут ответить на этот вопрос".
(30) Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31) Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов...
(32) И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.
(33) Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто вроде самосожжения буддистов. (34) У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание. (По В. Конецкому)
2. Беседа:
– Понравился ли текст? О чём он? (Об безжалостном отношении человека к миру природы)
– Как вы думаете, к какому стилю речи он принадлежит? (Публицистическому)
– Аргументируйте свой ответ.
3. Презентация. Публицистический стиль речи.
(Если возможности создать презентацию нет, то работаем по учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд.-М.: Просвещение, 2003.- 350с.» с. 229-230.
VI. Практическая работа
1. Работа над композицией сочинения согласно критериям. (См. Алгоритм памятки «Как писать сочинение»)
2. Составление таблицы минипроекта сочинения.
Тема | Человек и природа. |
Проблема | Потребительское, безжалостное отношение человека к миру природы. |
Комментарий | Автор вспоминает статью в газете, где однажды прозвучала информация об истреблении кита-альбиноса в водах Тихого океана. Безнравственный случай с животным потряс сознание публициста, так как в деле промысла был замешан учёный Латышев. |
Позиция автора | Автор считает, что человек не должен бездумно относиться к окружающему миру. Его задача – проявить благоразумие, найти в себе силы, чтобы защитить этот удивительный и прекрасный мир, украшением которого являются киты-альбиносы. |
Своё отношение к позиции автора | Критик В. Конецкий осуждает преступные действия В. Латышева. И мы с ним полностью согласны. |
Аргументы | Например, в романе Ч. Айтматова "Плаха" показано, как Авдий Каллистратов идёт на голгофу, искупая грехи наркоторговцев и коварных промышленников по заготовке мяса. Он, семья волчицы Акбары – это жертвы жестоких и непоправимых действий обезумевших людей. |
Обобщение, вывод | Что с нами станет, если мы вовремя не остановим насилие над природой? А ведь мы её дети. Думаю, злу, жестокости может противостоять только безмерная любовь к природе, о которой нам напоминает известный русский поэт Я. Полонский (цитата). |
VII. Закрепление
1. Словарная работа.
– Пояснить значение слов: флотилия, гарпунер, альбинос, буддисты.
Материал для учителя:
- Флотилия –
1. Соединение военных судов, находящихся в каком-либо водном бассейне.
2. Отряд судов специального назначения.
3. О большом количестве кого-чего-либо, способного держаться на воде. - Гарпунёр – человек, управляющий гарпуном.
- Гарпун –
1. Ручное метательное орудие – копьё с зубчатым накрнечником на длинном ремне, верёвке.
2. Металлическая стрела с гранатой и раскрывающимися лапамина головке, выбрасываемая на тросе из гарпунной пушки, употребляется для охоты на крупных морских животных т рыб. - Альбинос от лат. «белый». Человек, животное с отсутствием пигментации кожных, волосяных покровов и радужных оболочек глаз; растение, лишённое зелёной окраски.
- Буддисты – последователи буддизма.
- Буддизм от санскрита «просветлённый». Одна из мировых религий, основанная на учении о «четырёх благородных истинах»: страдание, его причина, освобождение от него(нирвана) и путь к такому освобождению. По имени Будда, данному легендарному основателю этого учения Сиддхартхе Гаутаме – сыну царя небольшого государства в среднем течении Ганга.
VIII. Обобщение
1. Выполнить следующие задания к тексту.
- Указать способ образования слова СМЕШНО 9 предложение 33)
- Из предложения 34 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
- Среди предложений 8-14 найдите простое односоставное безличное предложение и укажите его номер.
- Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением и укажите его номер.
- Среди предложений 8-17 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
КЛЮЧ: 1. Суффиксальный. 2. Иной язык. 3. №11. 4. №2. 5. №8.
IX. Домашнее задание
- Знать критерии оценивания сочинения (Памятку «Как писать сочинение»)
- Повторить особенности публицистического стиля. Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд.-М.: Просвещение, 2003.- 350с.» с. 229-230
- Написать сочинение-рассуждение по тексту.
X. Рефлексия
1. Работа с афоризмами. Задание – выбрать один из афоризмов и обосновать свой выбор.
- Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты.
(Я. Полонский)
- В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
(А.П. Чехов)
2. Метод свободного микрофона.
XI. Завершение урока
Релаксация.
Слово учителя:
– Спасибо за работу. Надеюсь, все рекомендации к работе над сочинением вы учтёте и максимально проявите свои творческие способности. Желаю успехов!
Образец сочинения
Белый красавец
Птицы, рыбы, звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Р. Рождественский
В этих поэтических строчках я слышу призыв автора беречь природу. Она нуждается в нашем чутком внимании и заботе.
Проблема милосердного отношения человека к миру природы – одна из актуальных проблем современности. К сожалению, я часто слышу информацию о бездумном, потребительском отношении человека к окружающему миру. Одна из таких – убийство кита-альбиноса учёным В. Латышевым. Промысловики китобойной флотилии охотились в водах Тихого океана на белого красавца. "Одного на десятки тысяч", – пишет автор статьи. Что ими руководило? Неопытность? Душевная серость? Скука? Или желание быстрой и лёгкой наживы? Думаю, и то, и другое. Но, уверен, прощения этому поступку нет. Тем более, если промысел ведёт учёный, интеллигент. Ведь его задача, считает автор, сберечь этот хрупкий, беззащитный, уникальный мир природы. Вот почему критик В. Конецкий осуждает преступные действия В. Латышева. И я с ним полностью согласен. Действительно, учёный не должен был допустить и мысли об убийстве кита-альбиноса. Ведь это единственный экземпляр! Но рука учёного не дрогнула. Теперь понятна причина массового самоубийства китов. Это своеобразный вызов агрессии человечества.
В литературе встречается немало примеров как нравственного, гуманного отношения человека к миру природы, так и безнравственного поведения, последствия которого очень печальны. Так например, в романе Ч. Айтматова "Плаха" показано, как Авдий Каллистратов идёт на голгофу, искупая грехи наркоторговцев и коварных промышленников по заготовке мяса. Он – жертва жестоких и непоправимых действий обезумевших людей...
И чтобы природа с её уникальными уголками всё-таки сохранила свой удивительный первозданный вид, учёные-экологи ведут активную борьбу в этом направлении. У нас в Краснодарском крае есть замечательный уголок природы – Кавказский биосферный заповедник, где созданы условия для безопасного обитания зубров, туров, серн, волков, лис – разных представителей животного мира. Значит, есть люди , кому небезразлична судьба китов, косуль, медведей, бабочек, змей. Я тоже постараюсь внести свой вклад в развитие флоры и фауны родного края. А людям, подобным латышевым, просто нет места на земле. Надо любить природу, понимать её язык, жить в гармонии с ней.
Алексей К., ученик 11 «Б» класса