Русский язык
-
Богатство русской лексики 2011
Урок направлен на повторение и углубление сведений о лексике русского языка. Автор развивает мыслительную деятельность учащихся. Воспитывает сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний.
-
Учебно-методический комплекс по теме "Тропы как речевые приемы" 2011
В учебно-методическом комплексе разработаны три урока. На первом уроке даются определения тропов, изучаются сравнения, эпитеты, перифразы, литоты и гиперболы. На втором уроке – метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Третий урок – урок обобщения знаний. Отработка навыков заключается в трехступенчатой системе: коллективная работа, полусамостоятельная работа, самостоятельная работа. Для каждого урока разработаны срезовые работы.
-
Из истории русской пунктуации 2011
Теоретический материал знакомит учащихся с историей появления знаков препинания, изменениями в синтаксической и пунктуационной системе русского языка, с особенностями синтаксиса разных стран. Задания практического характера помогут привить интерес к предмету, закрепить теорию, будут способствовать формированию правильного отношения ученика к постановке знаков препинания.
-
Удивительный город Словообразование 2011
В статье представлен урок обобщения знаний и умений. Использованы элементы технологии уровневой дифференциации, предполагающей обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей. Учащимся предложено в игровой форме проверить свои знания по изученным темам, побывать на улицах города Словообразование (Сообразительной, Орфографической, Творческой) и выполнить задания, разные по уровню сложности, а результаты своей работы на каждом этапе отметить в маршрутных листах.
-
Подготовка к ЕГЭ. Простое осложненное предложение. Выполнение задания В-5 2011
Для выполнения задания В-5 в ЕГЭ по русскому языку необходимо уметь различать «конкурирующие» синтаксические конструкции. В ходе урока ведется работа над совершенствованием этого умения. Ученики, сравнивая похожие внешне синтаксические конструкции, выявляют общность и различия между ними, предлагают и отрабатывают алгоритм действий: что необходимо делать, чтобы избежать ошибки. Навык анализа простого осложненного предложения закрепляется путем выполнения тестовых заданий.
-
Разряды прилагательных по значению. 6-й класс 2011
Формируются знания учащихся о разрядах имён прилагательных. Отрабатываются навыки сравнения, сопоставления прилагательных.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Глагол" 2011
Вводный интегрированный (русский язык, литература) урок в 5-м классе на основе программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Учащиеся работают в план-картах. Материал данного урока может быть использован на уроке литературы при изучении темы «Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории» (в 4-й четверти), а также помочь при самостоятельной подготовке учащихся к уроку литературы.
-
Урок-зачет в игровой форме "Односоставные предложения" 2011
Разработка представляет собой урок-зачет в игровой форме – морское путешествие по теме «Односоставные предложения». Проводится в форме урока-презентации. Систематизирует и обобщает знания учащихся по теме.
-
Урок-практикум в 10-м классе "Принципы русской орфографии" по учебнику Н.Т. Гольцевой 2011
Цели урока: восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии, активизировать знания правописания орфограмм в различных морфемах, умение объяснить выбор нужных букв.
-
Развитие коммуникативной компетентности школьников в процессе подготовки к ЕГЭ (часть С) 2011
Развитие темы на примере того, как строится работа по обучению написанию сочинения-рассуждения.
-
Преподавание русского языка в старших классах с профильной направленностью 2011
Урок по русскому языку с профильной направленностью для учащихся 10-х классов или для обучающихся профессиональных училищ и колледжей по профессии «Автомеханик». В основе урока лежит педагогическая концепция «Преподавание русского языка как предмета, формирующего грамотную личность обучающегося». Представленный материал позволяет систематизировать ранее изученные знания о словарях, познакомиться с новыми, раскрыть информационные возможности словарей.
-
Определенно-личное предложение. 8-й класс 2011
Урок объяснения нового материала при помощи схем с применением различных форм организации учебной деятельности. Урок способствует формированию умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в речи; развитию навыков работы в группе, паре.
-
Сложные слова 2011
У детей с ограниченными возможностями здоровья уроки письма и развития речи вызывают огромное затруднение, что иногда приводит к нежеланию заниматься. Поэтому процесс усвоения необходимо строить так, чтобы запоминание происходило в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей. На материале этого урока у учащихся корригируются мыслительные процессы, повышается мотивация к обучению.
-
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс 2011
Работа посвящена обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложного предложения с несколькими придаточными, с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
-
Имя существительное (повторительно-обобщающий урок в 3-м классе) 2011
Урок является последним в теме «Имя существительное» в 3-м классе, являясь тем самым повторительно-обобщающим (по программе Т.Г. Рамзаевой). Учащиеся повторяют и обобщают полученные знания об имени существительном. Ход урока сопровождается презентацией, которая содержит анимации и гиперссылки. Презентация необходима в качестве информационно-коммуникативного сопровождения.
-
Местоимение как часть речи 2011
Урок закрепления знаний. Учитель ставит задачу совершенствования языковых знаний, умений и навыков по данной теме. На уроке используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Загадки, словарный диктант, творческая работа, чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность обучающихся.
-
Занимательная этимология на уроках развития речи в начальной школе 2011
В статье рассказывается о таком виде развития речи младших школьников на уроках русского языка, как работа с этимологическими сведениями; о том, как формируются представления о разнице между научной и «народной» этимологией. Описывается конкретная работа по написанию учащимися сочинения-сказки, написанной в жанре «народной этимологии». Статья сопровождается примерами сочинений учеников 3–4-х классов.
-
Обособленные определения, приложения и обстоятельства. 8-й класс 2011
Обобщение и систематизация знаний и навыков учащихся по теме. Урок призван показать особенности стилистического использования изученных синтаксических конструкций в письменной речи, развивать творческие способности учащихся и расширять их словарный запас, воспитывать любовь и бережное отношение школьников к окружающему нас миру, учить видеть ребят прекрасное рядом с нами.
-
Сложноподчиненное предложение и его виды 2011
Урок рассчитан на двухчасовую работу. Содержание урока способствует углублению знаний о СПП и его видах, умению применять условия выбора знаков препинания, развитию лингвистической компетенции учащихся. Каждый этап урока способствует развитию познавательных навыков. Материалы урока содержат задания для подготовки к ГИА. Материал урока сопровождается презентацией.
-
Особенности концептов "правда – ложь" в пословичной картине русского, кабардинского и английского языков 2011
Пословицы и поговорки являются аккумуляторами культурных ценностей того или иного этноса. Каждый язык по-своему отображает действительность в соответствии с историческим опытом народа, культурой, условиями жизни. В статье рассмотрены особенности поговорок в разных языках.
-
"Ненаучные" практические приемы закрепления на уроках русского языка 2011
В статье изложен материал о некоторых приемах запоминания правил правописания, который подкрепляется показом презентации. Данные примеры должны стать опорой при письме, научить не бояться письменных работ, должны быть доведены практически до автоматизма, только тогда они принесут результат. Презентацию можно использовать на уроках повторения, распределив материал по усмотрению учителя и добавив примеры и задания.
-
Подготовка к написанию сочинения и написание сочинения "Я сижу на берегу моря…" 2011
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся, создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся.
-
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. 5-й класс 2011
Методическая разработка урока по русскому языку для 5-го класса, в которую включены все необходимые этапы урока, логично связанные между собой, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению предмета. Большую ценность представляет электронное пособие, созданное самим участником конкурса, позволяющее учащимся самостоятельно работать на компьютере с целью закрепления изученного материала и сразу увидеть результат выполнения предложенных заданий.
-
Понятие об этимологии 2011
Сведения об этимологии формируют навык работы со справочной литературой. Умение производить этимологический разбор слова помогает учащимся выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, способствует правильному написанию слова.
-
Глагол. 4-й класс 2011
Учебно-поисковая деятельность на уроке способствует развитию творческого мышления у младших школьников. На данном уроке обобщаются и закрепляются знания и умения учащихся по теме "Глагол"; используется презентация.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся и качественной подготовки к ЕГЭ 2011
В статье автор рассказывает о своем опыте, который позволил сделать вывод о целесообразности применения проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ для развития творческих способностей, качественной подготовки к сдаче ЕГЭ.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов" 2011
Учащиеся на уроке вспоминают о творчестве Ф.И. Тютчева, дают дополнительные сведения, связав их с практической деятельностью, совершенствуют умение владеть лингвистической терминологией, повышают языковую культуру.
-
Обобщение знаний о тексте 2011
Материал представляет собой сценарий метаурока по русскому языку, направленного на разграничение понятий «знание» и «информация» на материале текстов.
-
Правописание имен прилагательных. 6-й класс 2011
Виды работы, использованные на уроке, позволяют повторить теоретический материал, отработать изучаемую орфограмму, а также продолжить работу по развитию памяти и внимания учащихся. Используемая в процессе урока презентация позволяет повысить мотивацию учащихся, организовать проверку и самопроверку выполняемых заданий.
-
Наш "космический дом". 9-й класс 2011
Урок знакомит с планетами солнечной системы, с терминами. Учащиеся повторяют сложные предложения, особенности текста – описание, развитие умений выступления перед аудиторией.