Цели урока:
- развивающие: развитие умений находить и использовать факты о жизни Пушкина, умений работать с источниками, изготавливать кластер.
- обучающие: формирование умений строить композиционные части сочинения.
- воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к родному городу.
- коммуникативные: отработка навыка подготовки сообщения и выступления.
Оборудование: Презентация «Сочинение-описание памятника А.С. Пушкину в Казани».
Ход урока
1. Актуализация прежних знаний.
Изучая на уроках литературы творчество А.С.Пушкина, мы говорили, что великий поэт побывал в Казани. Давайте вспомним, что привело 175 лет назад Пушкина в Казань, с кем он встречался? (Ответы с мест). Какие места в Казани связаны с его именем?
Сегодня на уроке мы будем собирать материал к домашнему сочинению-описанию памятника Пушкину. 3 мои помощницы подготовили сообщения, которые мы выслушаем. Пока ребята будут рассказывать, каждый из вас составит для себя кластер.
Я предлагаю выделить 3 смысловые части нашего будущего сочинения и, соответственно, вашего кластера.
Итак, готовы? Слушаем 1-е сообщение: Историческая справка о пребывании Пушкина в Казани. Успевайте выбирать нужную информацию. (Приложение 1)
Что вы записали в кластер?
Переходим к описанию памятника. Но прежде обратимся к азбуке архитектуры. Прочитаем лексическое значение слова «памятник». Какие еще разновидности памятников бывают? (Монумент, обелиск). Прежде чем памятник займет свое место на улице, он создается в мастерской скульптора. Кто же такой скульптор? Что такое скульптура? Чем отличается статуя от бюста, барельефа и горельефа?
Найдите синонимы к слову скульптура и скульптор. Чтобы выполнить работу, скульптор ведет длительный поиск художественного образа, знакомится с произведениями искусства, с эпохой, с культурно-историческими ценностями. И вот решение найдено, и в работу включается архитектор, который находит форму, пропорции и пластику постамента. Обратимся к «Азбуке» и прочитаем определение слова «постамент». Найдем синонимичное слово. (Пьедестал)
Выберите те слова, которые понадобятся для работы, выпишите их в тетрадь.
Итак, описание памятника. Слушаем второе выступление и работаем с кластером. (Приложение 2)
Что записали в кластер?
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
Животворящая святыня…
Пушкин в этих строчках выразил свою любовь к родине. Она, действительно, начинается с любви к ее истории, памяти. А память хранит прошлое, заботится о будущем.
Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед потомками. Писатель Юрий Нагибин писал: «Любовь к родине начинается с любви к своей улице, где все пронизано памятью». Как вы думаете, а для чего мы должны хранить память? (Чтобы не прервать связь поколений.)
Что же делается в городе для сохранения памяти Пушкина? Слушаем 3-е выступление и заполняем кластер. (Приложение 3)
Что записали в кластер?
Мы прослушали доклады, выделили части сочинения. Дальше работаем по вариантам. 1 ряд будет заниматься составлением 1-й части текста. 2 ряд – описанием памятника, 3 ряд – составляет 3-ю часть. Будет ли одинаков тип текста? (1ряд – повествование, 2 ряд – описание, 3 ряд – рассуждение.)
Давайте послушаем по одной работе с каждого ряда.
Вы представили, как должно выглядеть ваше сочинение? Запишем домашнее задание: написать сочинение – описание памятника А.С.Пушкину.
Оценки за урок получают мои помощницы. Они не только подобрали хороший материал, но и сумели нам его доходчиво преподнести.