Урок развития речи. Сочинение-описание памятника А.С. Пушкину в Казани

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. развивающие: развитие умений находить и использовать факты о жизни Пушкина, умений работать с источниками, изготавливать кластер.
  2. обучающие: формирование умений строить композиционные части сочинения.
  3. воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к родному городу.
  4. коммуникативные: отработка навыка подготовки сообщения и выступления.

Оборудование: Презентация «Сочинение-описание памятника А.С. Пушкину в Казани».  

Ход урока

1. Актуализация прежних знаний.

Изучая на уроках литературы творчество А.С.Пушкина, мы говорили, что великий поэт побывал в Казани. Давайте вспомним, что привело 175 лет назад Пушкина в Казань, с кем он встречался? (Ответы с мест). Какие места в Казани связаны с его именем?

Сегодня на уроке мы будем собирать материал к домашнему сочинению-описанию памятника Пушкину. 3 мои помощницы подготовили сообщения, которые мы выслушаем. Пока ребята будут рассказывать, каждый из вас составит для себя кластер.

Я предлагаю выделить 3 смысловые части нашего будущего сочинения и, соответственно, вашего кластера.

Итак, готовы? Слушаем 1-е сообщение: Историческая справка о пребывании Пушкина в Казани. Успевайте выбирать нужную информацию. (Приложение 1)

Что вы записали в кластер?

Переходим к описанию памятника. Но прежде обратимся к азбуке архитектуры. Прочитаем лексическое значение слова «памятник». Какие еще разновидности памятников бывают? (Монумент, обелиск). Прежде чем памятник займет свое место на улице, он создается в мастерской скульптора. Кто же такой скульптор? Что такое скульптура? Чем отличается статуя от бюста, барельефа и горельефа?

Найдите синонимы к слову скульптура и скульптор. Чтобы выполнить работу, скульптор ведет длительный поиск художественного образа, знакомится с произведениями искусства, с эпохой, с культурно-историческими ценностями. И вот решение найдено, и в работу включается архитектор, который находит форму, пропорции и пластику постамента. Обратимся к «Азбуке» и прочитаем определение слова «постамент». Найдем синонимичное слово. (Пьедестал)

Выберите те слова, которые понадобятся для работы, выпишите их в тетрадь.

Итак, описание памятника. Слушаем второе выступление и работаем с кластером. (Приложение 2)

Что записали в кластер?

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
Животворящая святыня…

Пушкин в этих строчках выразил свою любовь к родине. Она, действительно, начинается с любви к ее истории, памяти. А память хранит прошлое, заботится о будущем.

Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед потомками. Писатель Юрий Нагибин писал: «Любовь к родине начинается с любви к своей улице, где все пронизано памятью». Как вы думаете, а для чего мы должны хранить память? (Чтобы не прервать связь поколений.)

Что же делается в городе для сохранения памяти Пушкина? Слушаем 3-е выступление и заполняем кластер. (Приложение 3)

Что записали в кластер?

Мы прослушали доклады, выделили части сочинения. Дальше работаем по вариантам. 1 ряд будет заниматься составлением 1-й части текста. 2 ряд – описанием памятника, 3 ряд – составляет 3-ю часть. Будет ли одинаков тип текста? (1ряд – повествование, 2 ряд – описание, 3 ряд – рассуждение.)

Давайте послушаем по одной работе с каждого ряда.

Вы представили, как должно выглядеть ваше сочинение? Запишем домашнее задание: написать сочинение – описание памятника А.С.Пушкину.

Оценки за урок получают мои помощницы. Они не только подобрали хороший материал, но и сумели нам его доходчиво преподнести.