Цель: диагностика знаний и умений по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
Совершенствовать умения
- находить имя прилагательное среди других частей речи и определять его грамматические категории А10, В2
- определять синтаксическую роль прилагательного А8
- владеть орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами А1, А2 , А3, А11
- выполнять словообразовательный разбор В1
- находить средства связи в тексте и средства выразительности В7, В8
Совершенствовать орфографические навыки
- правописания Н и НН А12
- падежных окончаний прилагательных А15
- суффиксов прилагательных А16
Совершенствовать умения
- правильно читать тестовые задания,
- пользоваться разными алгоритмами решения,
- корректировать время выполнения заданий разного типа по уровню сложности максимально уменьшить стресс во время экзамена.
Оборудование: учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10–11 классы, справочный материал, тестовый материал, презентация
Ход урока
I. Этап целеполагания
1) Прочитайте тему урока, эпиграф к уроку. Приложение 1. Слайд 1 Опираясь на спецификацию КИМов к единому государственному экзамену, домашнее задание, подумайте, какой материал по этой теме необходимо повторить.
Ответы учащихся. Слайд 2
2) Мотивируйте, зачем это необходимо?
Ответы учащихся. Слайд 3
3) Эпиграф к сегодняшнему уроку выражает идею нашей работы. Определите лексические значения имён прилагательных, использованных в эпиграфе к уроку Будьте дотошны и скрупулёзный. Слайд 4
Дотошный
1) образцовый 2) опытный 3) активный 4) доскональный
Скрупулёзный
1) точный 2) внимательный 3) любознательный 4)
творческий
Ответы учащихся.
4) Определите, какое из прилагательных ДОТОШНЫЙ,СКРУПУЛЁЗНЫЙ имеет в толковом словаре помету разговорное.
Ответы учащихся. Слайд 5
Итак, будьте дотошны и скрупулёзны.
II. Проверка домашнего задания
1) Проверьте домашнее задание Приложение 2 по ключу, посчитайте количество правильных ответов и поставьте себе оценку.
Слайд 6
2) После этапа самооценки необходима рефлексия результатов. Ответьте себе на вопросы Слайд 7
Что я сумел сделать хорошо?
Какие задания вызвали затруднения?
Как добиться успеха?
Ответы учащихся.
III. Актуализация знаний
1) Проверьте умение находить имена прилагательные. Определите, какие слова являются именами прилагательными. Слайд 8
1) белевший
2) лисий
3) мощнейший
4) Колин
5) профилакторий
6) кормчий7) хаки
8) заполярный
9) заречный
10) столовая
11) древнерусский
12) блестящий (ответ)
При затруднении в работе учитель демонстрирует Слайд 9, где даётся алгоритм нахождения имён прилагательных.
2) Проверьте себя по ключу и оцените. Слайд 10
2) лисий
3) мощнейший
4) Колин
7) хаки
8) заполярный
9) заречный
11) древнерусский
12) блестящий (ответ)?
3) Какими частями речи являются остальные слова?
1) белевший – причастие,
5) профилакторий – имя существительное
6) кормчий – имя существительное
7) хаки – имя существительное
10) столовая – имя существительное
4) Предупредите возможные ошибки в отнесении каждого из данных слов к имени прилагательному.
Ответы учащихся. Здесь же необходимо выяснить лексическое значение слова “кормчий”, способ образования существенного “столовая” и т.п.
5) С какой лингвистической проблемой вы столкнулись, выполняя задание? А10. Определите, какой частью речи является слово ХАКИ в каждом предложении. Слайд 11
Ответы учащихся.
6) В1. Определите, какое из данных имён прилагательных образовано способом перехода (неморфологическим способом). Слайд 12
1) лисий
2) мощнейший
3) Колин
4) блестящий (ответ)
Ответы учащихся с обоснованием выбора ответа.
7) В1. Определите, какое из данных имён прилагательных образовано приставочно-суффиксальным способом. Слайд 13
1) заполярный
2) заречный
3) древнерусский
4) хаки
Ответы учащихся с обоснованием выбора ответа.
8) Проверим знания орфоэпического минимума. А1. Расставьте ударения. Слайд 14
1) грушевый
2) валовой
3) сливовый
4) красивее
9) Этап АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ заканчивается также рефлексией результатов. Ответьте себе на вопросы Слайд 15
Я умею ______________
Я вспомнил ___________
Я понял ______________
Я научился ___________
После такой рефлексии каждый ученик способен
определить самостоятельно, как он будет
работать, выполняя практическую часть.
Я работаю (сам, в паре, в команде)
IV. Тренинг
Эта часть урока является основной, так как в ней решаются основные задачи урока.
Учитель акцентирует внимание на то, что слева около каждого задания ещё раз уточнены его номер в части А и примерное время выполнения задания.
Далее каждый ученик, определив форму работы, выполняет практическую часть – ТРЕНИНГ – в индивидуальном темпе. Приложение 3 Практическая работа по теме “Морфология. Имя прилагательное”.
Во время выполнения работы учениками учитель является координатором, то есть помогает в случае затруднения определить путь выполнения задания.
По окончании работы ученики проверяют себя по ключу, находя ошибки и повторяя правила, обращаясь к учебнику и справочным материалам. Приложение 4 “Суффиксы прилагательных”
Для сильных учеников предусмотрены задания олимпиадного уровня. Приложение 5 “Олимпиадные задания по теме “Имя прилагательное”
V. Контрольный тест
Приложение 6 “Контрольный тест”