Цель уроков русского языка в 10-11 классах - подготовка учащихся к единому государственному экзамену. Необходимо выбрать оптимальные формы работы на уроках и дома, чтобы учащиеся смогли выполнить все задания экзаменационного теста и написать сочинение.
В Академическом лицее ОмГПУ часы распределены таким образом: 35 часов - базовый курс, 35 - профильный, 17 часов - электив ( часть С).
В соответствии с этим составлено тематическое планирование, опирающееся на программу по русскому языку для 10-11 классов под редакцией Власенкова А.И., М., "Дрофа" 2008 год.
11 класс.
№ | Базовый уровень. Тема. | Профильный уровень. Тема. |
1 | Структура и содержание теста ЕГЭ. Обобщающее повторение. | Обобщающее повторение. |
2 | Обобщающее повторение. | Обобщающее повторение. |
3 к/р №1 |
Входной тест. | Входной тест. |
4 | Синтаксис, словосочетание, виды связи. Разбор заданий ЕГЭ (А5, В3) |
Синонимия словосочетаний, грамматические ошибки Разбор заданий ЕГЭ (А5, В3). |
5 | Простое предложение, грамматическая основа, типы сказуемых. Разбор заданий ЕГЭ (А5, В8) | Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Риторический вопрос, восклицание как средства выразительности. Разбор заданий ЕГЭ (А5, В8). |
6 | Односоставные предложения. Разбор заданий ЕГЭ (В4, 8) | Односоставные предложения как средство выразительности. Разбор заданий ЕГЭ (В4, 8) |
7 | Неполные предложения. Разбор заданий ЕГЭ (В8) | Синтаксические средства выразительности (парцелляция, инверсия, анаколуф). Разбор заданий ЕГЭ (В8) |
8 | Тире между подлежащим и сказуемым. Разбор заданий ЕГЭ (А19, В4, 8) | Синтаксические средства
выразительности. (синтаксический параллелизм, эллипсис) Разбор заданий ЕГЭ (А19, В4, В8) |
9 к/р №2 |
Контрольный тест "Словосочетание, простое предложение" | Контрольный тест "Словосочетание, простое предложение" |
10 | Осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Разбор заданий ЕГЭ (А22, В5,8) |
Синтаксические средства
выразительности (градация, антитеза, повтор,
плеоназм). Разбор заданий ЕГЭ (А22, В5, В8) |
11 | Обособленные члены предложения. Определения, приложения. Разбор заданий ЕГЭ (А20, В5) | Анализ текста. Разбор заданий ЕГЭ (А20, В5) |
12 | Обособленные члены предложения. Дополнения, обстоятельства. Разбор заданий ЕГЭ (А20, В5) | Создание текста с использованием осложнённых предложений. |
13 | Вводные и вставные конструкции, междометия, обращения Разбор заданий ЕГЭ (А21). | Речевая ситуация и её компоненты Формирование культуры публичной речи. |
14 к/р №3 |
Тест "Простое осложнённое предложение" | Тест "Простое осложнённое предложение". |
15 | Типы сложных предложений, ССП, знаки в
нём. Разбор заданий ЕГЭ (А19, А22, В6) |
Текст как продукт речевой деятельности. Анализ текста. |
16 | СПП. Типы придаточных, союзы и союзные слова, знаки в СПП. Разбор заданий ЕГЭ (А24) | Конструирование предложений с союзами и союзными словами. |
17 к/р №4 |
Тест за 1 полугодие. СПП с несколькими
придаточными, типы подчинения. Разбор заданий ЕГЭ (А25, В2, В6) |
Тест за 1 полугодие. Конструирование СПП. Разбор заданий ЕГЭ (А25, В2, В6) |
18 | Предложения с союзом как. Разбор заданий ЕГЭ (А24) | Работа с текстом |
19 к/р №5 |
Тест "СПП" | Тест "СПП" |
20 | Бессоюзное сложное предложение, знаки в БСП. Разбор заданий ЕГЭ (А23, В6) | Работа с текстом |
21 | Предложения с разными видами связи. Разбор заданий ЕГЭ (А25) | Синтаксические ошибки. Разбор заданий ЕГЭ (А25) |
22 | Способы передачи чужой речи. Разбор заданий ЕГЭ (А26) | Способы цитирования. |
23 | Текст, построение текста, средства
связи. Абзац как композиционно-стилистическая единица. Разбор заданий ЕГЭ (А6, 7, В7) |
Цепная, параллельная, смешанная. Средства связи предложений в тексте. Разбор заданий ЕГЭ (А6, 7, 27,В7) |
24 | Стили речи. Публицистический стиль, основные признаки. Разбор заданий ЕГЭ (А27, 29) | Создание текстов публицистического стиля речи (рассуждение) |
25 | Жанры публицистического стиля. Типы речи | Создание текста в публицистическом стиле (проблемный очерк). |
26 к/р №6 |
Тест за 3 четверть | Тест за 3 четверть |
27 | Научный и официально-деловой стили речи
и сферы их использования Разбор заданий ЕГЭ (А 27,28) |
Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, резюме |
28 | Разговорная речь, совершенствование культуры речи. Особенности речевого этикета | Дискуссия. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный |
29 | Художественный стиль. Основные средства выразительности, тропы Разбор заданий ЕГЭ (В8). | Основные средства выразительности, тропы |
30 | Обобщающее повторение. Орфоэпические, лексические, грамматические нормы. Разбор заданий ЕГЭ (А 1-5,11, 26, 30) | Лексический анализ. Разбор заданий ЕГЭ (А 1-5,11, 26, 30). |
31 | Обобщающее повторение. Словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ (А12-14, 16, В1) | Словообразовательный анализ. Разбор заданий ЕГЭ ( А12-14, В1) |
32 | Обобщающее повторение. Морфология и орфография. Разбор задания ЕГЭ ( А10,15, 18 В1, В2) | Морфологический анализ. Разбор заданий ЕГЭ( А10,15, 18 В1, В2) |
33 | Обобщающее повторение. Синтаксис и пунктуация |
Синтаксис и пунктуация. Разбор заданий ЕГЭ (А20-22, В5) |
34 | Обобщающее повторение. Синтаксис и
пунктуация Разбор заданий ЕГЭ (А19, 23-25 В1-8) |
Синтаксис и пунктуация. Разбор заданий ЕГЭ (А4, А19-25). |
35 к/р №7 |
Итоговый тест. | Итоговый тест |
В соответствии с тематическим планированием разработана тетрадь для учащихся, включающая все типы заданий ЕГЭ и тренировочные материалы к ним. Тетрадь позволяет решать следующие задачи:
Отработать все типы заданий ЕГЭ (А,В,С)
Формировать навык работы с тестами
Формировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции
Структура рабочей тетради: справочные материалы, практическая работа, задания по типу ЕГЭ, проверочные и контрольные тесты, творческие задания, домашнее задание.
В качестве примера приводим материалы урока №5:
Простое предложение, грамматическая основа, типы сказуемых. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Риторический вопрос, восклицание как средства выразительности. Задания ЕГЭ (А5-9, В8)
Оценочный лист после каждой четверти позволяет учащимся самостоятельно определить уровень своих знаний и возможности роста.
Рабочая тетрадь прошла апробацию в Академическом лицее и школах города Омска, Ноябрьска и Уренгоя. Эффективность её состоит в следующем:
- Большой объём материала
- Освоение всех типов заданий
- Высокий уровень сложности
- Самооценка
- Самостоятельная подготовка
- Справочный материал
- Роль учителя - тьютор
- Контроль родителей
- Учащиеся лицея сдают ЕГЭ без двоек, показывают высокие результаты.
Тетрадь для 10-11 классов состоит из двух частей (1, 2 полугодие), её можно заказать по адресу: oporokhnenko@yandex.ru