Интегрированный урок (русский язык + естествознание) "Язык всем знаниям и всей природы ключ"

Разделы: Русский язык, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)

Загрузить презентацию (19 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)


Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок по русскому языку и естествознанию "Язык всем знаниям и всей природы ключ". Так утверждал Г.Р. Державин.

Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Такой видел природу Ф. И. Тютчев и говорил о ней, как о живом существе, как о человеке. Но сегодняшнее состояние природы и русской речи волнует не только взрослых, но и вас, ребята. И об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Наша цель - сформировать у вас понимание того, что в человеке должна быть культура и в речи, и в отношении к природе, и в отношениях друг к другу.

Задачи:

  • формирование культуры речи школьника
  • воспитание любви к природе, Родине
  • развитие интереса к окружающему миру.

Ребята, любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите! А куда и как вам хотелось бы совершить путешествие? Почему Вам нравится путешествовать? Конечно, во время путешествий вы узнаете очень много нового; жаль, что дальние путешествия не всегда возможны. Но всегда, в любое время можно совершить такое путешествие, которое всем доступно, очень интересно и увлекательно. Это путешествие в мир красоты природы. Природа - настоящий храм красоты. Когда-то великий художник Леонардо да Винчи сказал: "В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей".

Фрагмент фильма "Как прекрасен этот мир"

Какая природа бывает? (живая и неживая) Каких представителей живой природы вы видели в фильме? Вы очень внимательны. Спасибо.

Что такое имя существительное?

Обратимся к имени существительному.

Категория рода, как правило, весьма стабильна, то есть постоянна. Однако некоторые имена существительные употребляются то в одном, то в другом грамматическом роде. Обычно одна из таких форм рассматривается или как устаревшая, или как характерная для просторечного или профессионального употребления, т.е. лежащая за пределами литературной нормы.

У нас сегодня с вами путешествие. Обратимся к путевым листам, которые находятся у вас на столах. Приложение 1

Чтобы быть культурным и образованным, мы должны знать, что род некоторых имен существительных нам придется запомнить! Приложение 2

Мужской род

  • тюль
  • картофель
  • лебедь
  • рельс
  • рояль
  • шампунь
  • жираф
  • зал
  • верблюд
  • дельфин
  • шмель
  • соловей
  • дятел
  • овод

Женский род

  • бабочка
  • стрекоза
  • белка
  • вуаль
  • бандероль
  • гусеница
  • мозоль
  • прорубь
  • туфля
  • тапка
  • фамилия
  • манжета
  • рысь
  • норка

Подберите прилагательные к словам, правильно употребив род, укажите, к какой природе относится полученное словосочетание.

Живое ::. Рельс Неживое
::. туфля
::. дельфин
::. шампунь
::. картофель
::. соловей
::. манжета
::. тапка
::. тюль
::. рысь

Запишите один пример, не забывайте указывать живое оно или неживое.

Проверяем, какие существительные вы отнесли к живым и неживым организмам.

Ряд существительных у нас остался не использованным, дома вы продолжите эту таблицу, взяв существительные неиспользованные.

Замечательно. Вы подобрали красивые прилагательные. А мы знаем, что живая и неживая природа между собой тесно связаны.

Для обитания в природе живым организмам нужны определенные условия - их называют факторами среды.

Факторами среды являются: неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.

Факторы среды, влияющие на организм, называются экологическими. Их изучает наука экология. Следовательно, экология изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

Освоение разных сред жизни требует различных экологических приспособлений.

А теперь поиграем.

  • Давайте посмотрим на следующую таблицу
  • Что общего между животными первого ряда?
  • Что общего между животными второго ряда?
  • Что общего между животными третьего ряда?
  • Что общего у животных третьего столбика?
1. Лев 4. Жираф 7. Бегемот
2. Белый медведь 5. Северный олень 8. Тюлень
3. Волк 6. Лось 9. Бобр

Физ. Минутка.

Рассмотрим карточки на вашем столе

Назовите, что нарисовано на картинках первого ряда.

Определите, какая картинка является лишней (бандероль (неживая))

Что нарисовано на картинках второго ряда (Шампунь (мужск))

Третий ряд (прорубь (ж.р.)

Четвертый ( норка (живая)

А теперь посмотрим, как в ваших сказках существительные, которые нам нужно запомнить, путешествуют в живой и неживой природе.

Дети читают придуманные ими сказки, в которых они использовали изученные слова.

Молодцы! Очень приятно, что вы понимаете, что природа - наш друг и ее надо беречь, что нужно бережно относиться друг к другу и что нужно с любовью и грамотно относиться к русскому языку.

А мы хотим Вам пожелать, чтобы ваше отношение к природе, людям и к самим себе всегда основывалось на следующих принципах:

Фильм

Р.S.

  • Какие пожелания вам запомнились?
  • Что бы вы хотели пожелать друг другу?