Данная тема: изучается в соответствии с “Примерной программой по русскому языку основного (общего) образования (базовый уровень)”.
Использование материалов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов при изучении данной темы позволяет не только решить основные образовательные задачи урока, но и развить познавательный интерес учащихся, активизировать творческие способности ребят, привить интерес к предмету.
Сама тема не вызывает интереса у детей, так как требует лишь механического запоминания производных и непроизводных предлогов, поэтому возможность использования ЦОР позволяет разнообразить виды работ на уроке по усвоению, закреплению и контролю знаний, при этом существенно сокращает время на усвоение материала. Особенностями ЦОР является их универсальность, то есть возможность использования на уроке как для работы в группах, так и с отдельными учащимися.
Использование ЦОР при объяснении нового материала позволяет наглядно и доходчиво изложить материал урока, при этом дает возможность привлечь к объяснению учащихся (от постановки целей урока до обобщения).
Следующим возможным способом использования ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником.
Таким образом, полноценное внедрение ЦОР в учебный процесс позволяет дополнить традиционные методы преподавания новыми. Использование ЦОР на уроке даёт возможность активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.
В разработке мне хотелось показать, как можно использовать виды ЦОР на разных этапах урока (необязательно на одном уроке).
Цели:
- познакомить учащихся с происхождением предлогов,
- сформировать умение отличать производные предлоги от непроизводных,
- производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи,
- развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу,
- активизировать творческие способности учащихся,
- прививать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование. Медиапроектор, экран, сигнальные карточки, материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Ход урока
I.
Демонстрация темы урокаНа экране интерактивная таблица “Происхождение предлогов (№ 140213)”
Задание:
– Рассмотрите таблицу, сформулируйте цели урока, а также вопросы по данной таблице.
(Дети самостоятельно формулируют цели урока:
1. Познакомиться с происхождением предлогов.
2. Выяснить, какие предлоги являются
непроизводными, какие – производными.
3. Чем производные предлоги отличаются от
непроизводных предлогов. )
Учитель корректирует цели урока.
(Вопросы учеников по данной таблице:
1) Какими бывают предлоги по происхождению?
2) Чем производные предлоги отличаются от
непроизводных?)
Чтобы ответить на последний вопрос, дети сравнивают предлоги из правого столбика с омонимичными формами самостоятельных частей речи, делают вывод о происхождении производных предлогов.
II.
Чтение параграфа учебникаЗапись примеров производных предлогов в тетрадь.
III.
Первичное закрепление знанийЦОР. Таблица “Производные предлоги (№140155)”
Задание:
– Рассмотрите таблицу. Что нового из нее вы узнали о производных предлогах?
(Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи. Производные предлоги могут писаться слитно и раздельно).
– Правописание предлогов мы будем изучать на следующем уроке, а сейчас составьте и запишите предложения,используя слова с производными предлогами, образованными от разных частей речи, приведенных в таблице. Отразите в них тему урока.
(Примеры детей: 1. В течение урока мы изучали производные и непроизводные предлоги. 2. Согласно правилу, производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные. Благодаря объяснению учителя, я научился отличать производные предлоги от непроизводных).
IV. Первичный контроль знаний
Работа с интерактивными текстами.
Интерактивные тексты с заданием: “Предлог или наречие(№110298)”, “Предлог или деепричастие (№ 110434)”, “Переход существительного в предлог (№110586)”.
V. Применение на практике полученных знаний
1. Работа с упражнением учебника. Выписать
словосочетания с непроизводными и производными
предлогами.
2. Индивидуальная работа на компьютере
(распознавание предлогов). ЦОР “Производные и
непроизводные предлоги(№110766)”
(На экране – проверка упражнения. Ученик проводит самопроверку с помощью ЦОР)
VI. Разминка
ЦОР. Электронное задание “Производные и непроизводные предлоги (№110290,110406,1106 19)”.
(Работа с цветом. За компьютером 3 ученика, работа проектируется на экран. Класс работает с сигнальными карточками.)
Задание для класса:
– Определите на слух предлоги и омонимичные им самостоятельные части речи, используйте сигнальные карточки:
В течении реки, в продолжении фильма, благодаря мужеству, не смотря по сторонам, вокруг дома, на счёт в банке, хорошо видно вокруг, плывут мимо, мимо дома, в течение дня, вследствие задержки, навстречу гостям, пойти на встречу с друзьями, расположиться вблизи, вблизи памятника.(Параллельно проверяется индивидуальная работа учащихся).
VII. Контроль знаний
Проверочный тест. Проверка с помощью активизации таблицы. “Производные и непроизводные предлоги(№110638)”. “Предлог или существительное с предлогом(110165)”
VIII. Употребление предлогов
Задание 1:
ЦОР. Анимация “Производный предлог благодаря(№ 110645)”
Задание 2:
– Используя теорию параграфа и предыдущее задание, сделайте вывод об употреблении производных предлогов.
IX. Закрепление полученных знаний
Задание:
– Исправьте ошибки в употреблении предлогов
(Упражнение учебника.) – Запишите предложения в
исправленном виде.
– Выбор не только производного,но и
непроизводного предлога может повлиять на смысл
высказывания. Посмотрите анимацию (ЦОР "Роль
предлогов в языке(№110874)”, выполните
предложенные задания.
X. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проанализируйте урок, сделайте вывод о полученных знаниях. (Ответы детей: Урок интересный. Тема понята. Мы познакомились с происхождением предлогов. Мы научились отличать производные предлоги от непроизводных, от омонимичных самостоятельных частей речи. Цифровые образовательные ресурсы помогли нам усвоить и закрепить теоретический материал, самостоятельно оценить усвоение новых знаний.)
Задание:
– Составьте синквейн по теме урока. Лучший запишем в тетрадь.
ЦОР
УДОБНЫЙ, ПОНЯТНЫЙ
ПОМОГАЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ, УЧИТ
УМА ТВОРЕНЬЕ – ПОЛЬЗА ДЕТЯМ
ЗНАНИЕ
(Автор Леонтьева Алёна.7в)
XI. Домашнее задание
Используя материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, подготовьте сообщение:
1 вариант – Происхождение предлогов.
2 вариант – Употребление предлогов.
Ответы подкрепите своими примерами.
XII. Комментирование оценок
Спасибо за урок!