Цели урока: выявить особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений; проследить. Какова функция обобщенно-личных предложений в художественном тексте на примере миниатюры «Лунный блик» в. Астафьева, взятой из его книги «Затеси».
Ход урока.
1. Лингвистическая разминка (ученики отвечают на вопросы при помощи сигнальных карточек).
Вопросы:
A) морфология- это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи?(+).
Б) в русском языке всего 10 знаков препинания?(+ Это .? ! ... , ; : - ( ) «»). Справка: по выполняемой функции 11-тым знаком препинания можно назвать ( как считают некоторые лингвисты) абзацный отступ. Который отделяет один абзац от другого.
В) по цели высказывания предложения делятся на повествовательные, восклицательные, вопросительные и побудительные?(-).
Г) в русском языке падежей всегда было 6?(-).
Справка: было 7 падежей - звательный, который впоследствии слился с именительным падежом. Для сравнения: в башкирском и татарском языках 6 падежей, в китайском нет падежей, в английском 2 падежа. В немецком-4, в эстонском-14, в финском-15, в венгерском-22.
Д) в словах болезнь, боязнь, жизнь –знь- является непродуктивным суффиксом?(+).
Справка: непродуктивные приставки и суффиксы – это морфемы, которые в процессе исторического развития перестали употребляться для образования новых слов.
2. Повторение - мать учения. Записать под диктовку предложения, указать односоставные.
Безветрие, и все небо залито ровной синевой.
Шумная публика, битком набившая емкий зал, необычайно тиха.
Медленно бредем среди деревьев и наслаждаемся прекрасным хвойным воздухом.
Для осуществления стирки в бак стиральной машины загружают белье, закрывают дверцу машины, устанавливают выбранную программу, засыпают стиральный порошок, включают машину в электросеть, открывают кран подачи воды и нажимают кнопку включения машины.
По одежке встречают, по уму провожают.
3. Постановка проблемного вопроса: следует ли выделять обобщенно-личные предложения в отдельный вид односоставных предложений или это особая форма функционирования неопределенно-личных односоставных предложений?
Слово учителю: не все лингвисты выделяют обобщенно личные предложения в самостоятельный вид односоставных предложений. Например, в учебнике В.В. Бабайцевой «русский язык. Теория 5-9 классы» стр.231. Говорится: «по значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные». Далее на стр.234: «Неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, а так же в предложениях, содержащих различные инструкции». В «кратком справочнике по современному русскому языку» Леканта (стр.312) Среди видов односоставных предложений отдельно выделяются обобщенно-личные предложения.
4. Для наблюдений обратимся к последним двум предложениям из пункта 2.
Для осуществления стирки в бак стиральной машины загружают белье, закрывают дверцу машины, устанавливают выбранную программу, засыпают стиральный порошок, включают машину в электросеть, открывают кран подачи воды и нажимают кнопку включения машины.
По одежке встречают, по уму провожают.
Как видно из предложений они представляют собой инструкцию и пословицу. Сказуемые: загружают, закрывают, устанавливают, засыпают, включают, открывают , нажимают; встречают, провожают.
-Чем выражены сказуемые?
- Кому адресованы предложения?
Предложения адресованы к человеку вообще, к обобщенному лицу.
Для сравнения запишем следующее предложение: в поселке строят новую школу. Предложение односоставное, неопределенно-личное, так как здесь важно само действие, а не те лица, которые его производят.
5. Выводы по сделанным наблюдениям.
Обобщенно-личные предложения должны выступать как отдельный вид односоставных предложений.
6. Употребление обобщенно-личных предложений в поэтической речи, в афоризмах:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель мой!
А.С. Пушкин
Часто раскаиваемся в своем молчании и бездействии, но еще чаще раскаиваемся по поводу сказанного и сделанного нами.
Говорить всегда труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.
Выводы: обобщенно-личные предложения - это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям.
7. Слово учителя.
Часто писатели общаются с читателями посредством коротких записей-миниатюр, например,ю. Бондарев «мгновения», белов «лад», в. Солоухин « камешки на ладони». Таким образом, можно скорее «настичь» бегущего, занятого работой современного читателя. Есть такая книга и у Виктора Астафьева - «Затеси»- короткие рассказы-воспоминания, лирико-философские раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки.
По толковому словарю определяется значение слова «затесь» - метка, сделанная на дереве топором или другим острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издали, и ходили по тайге от меты к мете.
8. Чтение миниатюры В. Астафьева «Лунный блик».
Лунный блик.
Ночью впереди теплохода, на голубой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой , прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.
Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.
(«Блик - световое пятно или отблеск света на темном фоне». Толковый словарь русского языка. Ожегов,стр.51).
Вывод: здесь обобщенно-личное предложение для писателя- удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны.