Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Имя прилагательное".
Задачи:
- Повторить и закрепить теоретические сведения , полученные в 5 и 6 классах.
- Закрепить навык написания -Н- - -НН- в прилагательных, Ь после шипящих, написания прилагательных с НЕ , правописания сложных прилагательных.
- Закрепить умение определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
- Формировать умение уместного употребления прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности.
- Формировать умения грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков.
- Воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить грамотно и образно.
Ход урока
I. Сегодня мы с вами должны повторить все, что мы узнали об имени прилагательном в этом году и знали до этого. СЛАЙД 1
А для этого давайте немного пофантазируем. И чтобы вам легче было представить эту страну, я прочитаю вам одну правдивую историю, которая произошла на другой, но известной нам планете - планете Морфология.
Однажды существительное Солнышко поспорило с прилагательным Красное, какая часть речи главнее. Солнце спорило:
- Я Солнце, я предмет.
- Ну и что? - сказало прилагательное, - хочешь я тебя сделаю ярким, большим, красным, теплым и ласковым?
Солнце подумало: "Красное солнышко! - так действительно лучше".
Неожиданно к ним подошло существительное Море. Оно сказало:
- Нечего вам здесь спорить. Самое главное-это я. Ко мне все ездят отдыхать, меня все любят.
Прилагательное улыбнулось:
- А если около тебя встанет прилагательное холодное или северное, то никто не будет тебя любить. Я могу сделать тебя любым: красным, белым, черным, желтым.
Море задумалось, а потом сказало:
- Ну, хорошо. Сделай меня теплым и голубым. Пусть люди купаются в моих целебных волнах. Но когда мне это надоест, я буду штормить, - упрямо добавило море.
Недалеко от них с гор бежал Ручеек. Он услышал этот разговор и сказал:
- А я просто ручеек. Я сам бегу, мне никто не нужен.
Прилагательное ответило:
- Ты не просто ручеек. Ты говорливый, прозрачный, серебристый ручеек. Так вернее. Правда?
Ручеек засмеялся, убегая, и ответил:
- Да! Правда!
Существительные Море, Солнце и Прилагательное решили, что все части речи одинаково важны и должны жить в мире и согласии. Прилагательное пригласило друзей в гости в свою страну. И существительные с удовольствием согласились. Пойдемте и мы, вслед за ними в эту страну.
II. Прилагательное стало проводить экскурсию. А экскурсии начинают обычно с главных достопримечательностей. Перед нами площадь Значения. СЛАЙД 2
- Какое значение у имен прилагательных?
- Но прилагательные могут называть разные признаки предмета. Какие? (по цвету, по размеру, по форме, по времени, по материалу).
III. Заглянем внутрь дворца Там, конечно, находится самое ценное. Что же это? СЛАЙД 3
Помню раннее, свежее, тихое утро. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет.
-Найдите прилагательное, которое называют: 1) цветовые, 2) пространственные, 3) временные признаки.
Вспомните, прилагательные в тексте помогают нам точно представить предмет; а в художественном тексте определения помогают не только представить предмет, но и почувствовать отношение автора к нему.
-Как называются художественные определения в тексте? (эпитет)
Эпитеты зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки, проникнутые чувством автора. Какие слова в нашем тексте "зажглись новыми красками", "употреблены в нужном значении"?
Выписать словосочетания с эпитетами. (свежее утро, легкое глубокое небо, золотой сад, тонкий аромат)
Эти прилагательные могут употребляться в прямом и переносном значении. Докажите это, подобрав к ним существительные.(золотой (украшение, руки), острый (нож, язык), сладкий (чай, сок), свежий (цветы, газета))
- Какие из этих сочетаний уместны в художественном описании?
IV. Мы побывали в центре страны Прилагательное и даже заглянули в их сокровищницу. Давайте теперь погуляем по улицам этого городка. Нам, конечно, встречаются жители и некоторые из них очень похожи. Можете ли вы понять, что это разные слова? Объясните их значение (Работа в группах) СЛАЙД 4
К доске вызываются 2 ученика, которые работают по карточкам (см. Приложение 1)
Пройдемся по городу. От площади Значения отходят 3 улицы. Что вы можете о них рассказать? СЛАЙД 5 [Разряды по значению] СЛАЙД 6
Давайте проверим, не заблудитесь ли вы на этих улицах?
Цифровой диктант. (1 ученик вызывается к доске) Запишите рядом с цифрой разряд прилагательного:
1.- апрельский;
2.- молодой;
3-. белый;
4.- черепаший;
5.- светлый;
6.- песчаный;
7. - лебединый;
8 - хрустальный;
9 - горный;
10 - чистый.
Проверим. СЛАЙД 7
V. Улицу качественную пересекают аллей, одна красивее другой. СЛАЙД 8
Как называются эти аллеи? (Сравнительная и Превосходная) СЛАЙД 9
- Почему аллеи пересекают именно качественную улицу?
- Что вы знаете о прохожих, которые прогуливаются по этим аллеям?
Проверка записи на доске.
VI. На окраине города протекает речка Синтаксическая.
- Что изучает синтаксис?
- Что вы знаете о роли прилагательного в предложении?
Частичный синтаксический разбор. Подчеркните прилагательные как члены предложения. СЛАЙД 10.
VII. Город, по которому мы путешествуем, достаточно большой. На чем же передвигаются жители? Вот на таких автобусах. СЛАЙД 11
О каком правиле идет речь?(правило " Правописание Не с прилагательными")
Проверим не перепутаете ли вы, в какой автобус нужно садится жителям.
(Цифровой словарный диктант по рядам: СЛАЙД 12
- 1 ряд выписывает номера слов, в которых НЕ - часть корня;
- 2 ряд - НЕ- частица;
- 3 ряд - НЕ- приставка ).
Проверим- СЛАЙД 13
VIII. А в каких домиках живут прилагательны? Они, конечно, тоже необычны. Выглядят они вот так. СЛАЙД 14
А где же жители? Помоги жителям найти свой домик.
Расскажите правило. СЛАЙД 15
А теперь проверим, правильно ли вы распределите жителей по их домикам..Вставьте пропущенные буквы -Н- или -НН-. СЛАЙД 16.
Проверим, как вы справились.(взаимопроверка) СЛАЙД 17
IX. Давайте познакомимся с другими жителями страны Прилагательное. Они все очень разные, но, я думаю, их внешний вид о чем-то вам говорит. О чем? СЛАЙД 18 (простые и сложные прилагательные)
Проверим, умело ли вы напишите простые и сложные прилагательные: раскройте скобки, объясните написание. СЛАЙД 19
X. Если внимательно присмотреться, то можно заметить знаки- указатели, которые висят при въезде на некоторые дороги . Например, перед въездом на эту улицу стоит знак, запрещающий движение мягкого знака по ней. СЛАЙД 20
- Как правописание прилагательных связано с этим знаком?
- Но в эту страну приезжают и иностранцы. Кто же может проехать под знак? (Учитель диктует слова, ребята выписывают только те, которые пишутся с Ь: Беречь, хорош, из-за туч, красишь, врач, горяч, роскошь, сторож, похож, мелочь, гуашь, свеж .
Проверим СЛАЙД 21
XI. А теперь хотелось бы услышать, правильно ли вы произносите имена жителей этой страны. Произнеси правильно. СЛАЙД 22
XII. Вот и подошло к концу наше путешествие. Хотелось бы узнать, что каждый из вас запомнил об этой стране. Выполняем тест. (см. Приложение 2)
XIII Домашнее задание: Сочинить сказку по теме "Имя прилагательное".