Цели:
- рассмотреть основные случаи правописания сложных имён прилагательных;
- формировать умение правильно писать сложные прилагательные:
- развивать устную и письменную речь;
- развивать умение анализировать текст;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова идр.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.- 354с.
Ход урока
I. Оргмомент
(Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).
II. Минутка каллиграфии
(традиция каждого урока): енн онн ан ян ин.
Какое правило соотносится с данной записью? (Н и НН в прилагательных, образованных от существительных)
III. Проверка домашнего задания
Игра «Эстафета».
Описание игры: Дети заранее заготавливают вопросы по теме «Имя прилагательное». Один ученик задаёт вопрос другому по своему усмотрению, второй отвечает, задаёт свой вопрос следующему ученику, и так по цепочке. Если ученик затрудняется ответить на вопрос, отвечает ученик, задавший этот вопрос.
Примерные вопросы:
– На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
– Когда в суффиксах отыменных прилагательных пишется одна буква н?
– Назовите слова исключения из этого правила?
– Назовите разряды имён прилагательных по значению?
– Что обозначают притяжательные имена прилагательные? И т.п.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение С. Есенина (записано на доске):
Восход солнца.
Заг..релась з..рька красная
В небе тёмно-голубом,
П..лоса явилась ясная
В своём блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И ра..сыпались далёко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осв..тили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Ра..ст..лаются вокруг.
– Какими чувствами наполнено стихотворение?
– С помощью каких художественно изобразительных средств удалось поэту создать такое настроение?
– Словарная работа: выпишите все слова с пропущенными орфограммами, объясняя их написание.
– Индивидуальное задание: один ученик у доски делает морфологический разбор подчёркнутого слова.
– Выпишите выделенные слова. Что они обозначают? (Оттенки цветов)
– Что необычного в написании этих слов? (Пишутся через дефис).
2. Работа с теоретическим материалом.
– Исследовательская работа. С помощью правила в учебнике объясните написание этих сложных прилагательных.
– Составление опорного конспекта.
ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Через дефис | Слитно |
1) Обозначает оттенки цветов: жёлто-синий, ярко- красный. | Образовано на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога), лёгкоатлетический (лёгкая атлетики). |
2) Образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянь-шаньский (Тянь-Шань). | |
3) Образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и: горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная). |
V. Закрепление
Задание 1. (Упражнения взяты из учебника) Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому; во второй – те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.
Журнально-газетный, общественно-политический, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнеру..кий, ру..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйственный, западн..европейский, чугун..литейный, научно-фантастический, медеплавильный, общественно полезный.
– Словарная работа: обратим внимание на выделенные слова, запишем в словарь.
Задание 2. От данных прилагательных образуйте всевозможные сложные прилагательные.
Жёлтый, зелёный, белый, синий, светлый, фиолетовый, тёмный, голубой, бледный, синий, яркий, розовый, каштановый.
– Как вы напишите образованные прилагательные?
Задание 3. Игра «Трансформеры». В сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.
Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; собрание сочинений в пяти томах; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; требования санитарные и гигиенические; девушка в семнадцать лет.
VI. Итог урока
– Что мы узнали о написании сложных прилагательных?
VII. Домашнее задание:
- выучить опорный конспект;
- выполнить упражнение 331.