Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.
Тип урока: синтетический
Вид урока: урок-эксперимент
Наглядность: плакаты, фломастеры
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”
II. Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”
III. Новая тема: Прямое и косвенное дополнение
1. Слово учителя.
Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)
2. Мозговой штурм (Слайд №5 ). Вопрос: Какова тема нашего урока?
Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены
предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир
(Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)
3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”
(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)
4. Лингвистический эксперимент(7 слайд
Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)
В русском языке:
На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.
Мастера показали, как слепить игрушку из шины
В казахском языке:
Тура және жанама толықтауыш
1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар ( Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш
В английском языке:
Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)
(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)
5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)
Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?
1.Беречь здоровье | 1. Говорить о здоровье |
2.Хранить верность |
2. Выступать против предательства |
3.Уважать маму |
3. Уважение к родным |
4.Защищать честь |
4. Размышлять о чести |
5.Не принимать решения |
5. Не изменять клятве |
6.Выпить молока |
6. Взяться за оружие |
Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.
6.Презентация справочника (9 слайд).
На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.
7. Выборочное упражнение.
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.
А. В.п. | Ответ: 1.А |
9.Е |
Б. Р.п. (часть от целого) |
2.А |
10.Е |
В. Р.п.(при отрицании) |
3.Б |
11.Д |
Г. Р.п.(без предлога) |
4.Б |
12.Д |
Д. Т.п. |
5.В |
13.Ж |
Е. Д.п. |
6.В |
14.З. |
Ж. П.п. |
7.Г |
15.Д |
З. Р.п. (с предлогом) |
8.Г |
16.И |
И. В.п.(с предлогом) |
|
|
8. Работа по таблице(Слайд №10)
Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.
9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)
(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.
Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?
Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:
Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)
(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.
Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.
Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.
10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.
Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.
11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.
Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)
12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.
Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.
13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №13)
Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.
14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)
Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.
15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.