Типы односоставных предложений

Разделы: Русский язык


Данный урок является первым из цикла уроков по теме “Односоставные предложения”. Целесообразнее провести сдвоенный урок по этой теме, так как объем материала достаточно большой. Урок предназначен для гимназических или лицейских классов с высоким темпом работы на уроке.

Данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, так как сочетание визуальной и аудиальной информации наиболее эффективно при изучении материала. Необходимо переключать внимание учащихся с восприятия слайда на восприятие слова учителя. На последующих уроках учащиеся изучают каждый тип односоставных предложений в отдельности.

Необходимое на уроке оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбуки или ПК на каждого ученика, тетрадь, доска, мел.

Цели урока:

  1. Познакомить с типами односоставных предложений.
  2. Показать роль односоставных предложений в речи.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Развивать навык взаимо- и самопроверки.
  5. Воспитывать чувство товарищества.
  6. Воспитывать интерес к родному языку.

Задачи урока:

  • повторение орфографии (правописание частицы НЕ) с последующей взаимопроверкой;
  • развитие творческих способностей при составлении предложений;
  • повторение о двусоставном предложении;
  • повторение о грамматической основе предложения;
  • формирование умения отличать односоставные предложения;
  • формирование умения определять тип односоставных предложений;
  • проведение диагностического теста с последующей самопроверкой.

Ход урока

1 этап. Организационный момент, проверка готовности к уроку.

Определение цели урока: возможности русского синтаксиса очень обширны, окружающая действительность описывается не только с помощью двусоставных предложений. Сегодня на уроке познакомимся с другим типом простых предложений, их строением и значением. Впоследствии эти знания пригодятся на экзамене.

Рассказ о том, как будет построен урок с использованием ИКТ.

2 этап. Повторение орфографии. Орфографическая диктовка по теме: правописание частицы не (материал для орфографической диктовки учитель подбирает сам). По окончании работы – взаимопроверка.

Задание: Составьте предложения с предложенными словосочетаниями. Подчеркните грамматические основы предложения.

3 этап. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

Задание: Вспомните, что такое грамматическая основа предложения? Как называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов? Назовите те составленные вами предложения, которые являются двусоставными. Есть ли у кого-нибудь предложения, в которых один главный член (если такого нет, то надо использовать заранее приготовленный пример, дети должны его записать и подчеркнуть грамматическую основу).

4 этап. Объявление темы урока. Наблюдение над языковым материалом.

Слайд 1-2. Запись определения в тетрадь. Чтение эпиграфа. Создание проблемной ситуации: Каким образом с помощью односоставных предложений создается картина мира? Какие бывают односоставные предложения?

5 этап. Работа по теме урока. Типы односоставных предложений.

Слайд 3. Задание: Прочитайте стихотворение. Определите грамматическую основу в каждом предложении. Запишите. Какой главный член во всех предложениях?

Слайд 4. Такие предложения являются назывными. Рассмотрим примеры. Чем выражено подлежащее в каждом предложении?

Слайд 5-6. Задание: Определите грамматическую основу в каждом предложении. Какой главный член во всех предложениях? Определите лицо глагола – сказуемого. Запись теоретического понятия.

Слайд 7. Рассмотрим следующую группу односоставных предложений. Прочитайте примеры и скажите, глаголом какого числа выражено сказуемое в таких предложениях? Такие предложения служат для того, чтобы привлечь внимание не к исполнителю действия, а к самому действию.

Слайд 8. Знакомство с обобщенно-личными предложениями. Особый тип предложений используется в пословицах, афоризмах. Цель таких предложений – показать, что данное действие справедливо для всех людей.

Слайд 9-10. Задание: Как вы понимаете слова, что подлежащее устранено в безличных предложениях? В таких предложениях подлежащего не может быть, они называют состояние или действие, независимо от их исполнителя. Запись способов выражения в тетрадь.

6 этап. Первичное закрепление материала. С помощью односоставных предложений можно более ярко назвать то или иное явление, придать дополнительный смысл действию или событию. Можно более точно назвать предмет или действие (согласно действующим программам, каждому виду односоставных предложений посвящается отдельные уроки, на которых учащиеся более подробно знакомятся с каждым типом).

7 этап. Проведение диагностического теста на ноутбуке или ПК (можно задание выводить на экран, учащиеся записывают ответы и сверяют с экраном).

Слайд 11-12. Назовите только односоставные предложения. Проверьте себя.

Слайд13-14. Укажите грамматическую основу предложений. Проверьте себя.

Слайд 15-16. Определите типы односоставных предложений. Проверьте себя.

8 этап. Подведение итогов урока. Какие предложения называются односоставными? Какова их роль в речи? Назовите типы односоставных предложений. Выставление отметок.

9 этап. Задание на дом: выучить теоретические понятия, подобрать примеры к каждому типу предложений из произведений художественной литературы.