Цель урока: Развить навыки самостоятельной работы с текстом. Выработать умение формулировать проблему, выделять авторскую позицию, создавать собственный комментарий к тексту.
Задачи:
Развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с информацией, умений увидеть проблему и пути ее решения.
Ход урока
1. Орфоэпическая разминка.
Расставьте ударения в словах: одноврЕменно, кренИться, освЕдомиться, обеспЕченье, нарОст, слИвовый, приручЁнный, щемИт, занятА, зАнятый, обзвонИт, понЯвший.
2. Лексикографический и лингвокультурологический портрет слова "Хлеб".
Выступление учащихся по итогам проектной работы с использованием мультимедийной презентации.
3. Комплексный анализ текста.
Прочитайте выразительно текст.
Слово о хлебе
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)
Определите роль заглавия в тексте.
(В названии есть определение жанра, в котором написан текст. Это жанр слова, который часто использовался в древнерусской литературе, а также часто встречался в названиях сочинений. Словами назывались в древнерусской литературе как поучения и послания церковного характера, так равно и сочинения светского характера (например, “Слово о Полку Игореве”, “Слова на поучение ко всем крестьянам”, “Слово о буквах сиречь о словах”, “Слово в неделю всех святых”) Слово произносилось во время проповеди, где позиция автора была ярко выражена. Поэтому данный жанр можно отнести к публицистике.
Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему. Эта авторское отношение прослеживается и в самом тексте - предложения (8, 9, 12).
Таким образом, определив роль названия, мы выявили проблему и авторскую позицию в тексте.
Дополнительное задание: назовите произведения литературы, в названиях которых присутствует слово “хлеб”.
Ответ: К.Г. Паустовский “Теплый хлеб”, С.А. Есенин “Песнь о хлебе”, В.Тендряков “Хлеб для собаки”, М. Алексеев “Хлеб - имя существительное”.
Слово “хлеб” - многозначное, пользуясь словарной статьей из токового словаря под редакцией Ожегова назовите значения этого слова. Какие значения слова “хлеб” использует автор в данном тексте”? (Хлеб - основа жизни, достаток)
Задание: Найдите в предложениях №11, 12 синонимы к слову “хлеб”.
Ответ: батон и кирпичик. (Дополнительный комментарий: суффикс -ик- в слове кирпичик выражает субъективную оценку говорящего. Это морфологическое средство выразительности)
Вопрос: Какую проблему ставит перед собой автор данного текста?
- Проблему воспитания уважительного отношения к хлебу и человеку, его вырастившему.
Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка. Последовательность цифр запишите.
“Автор данного текста, говоря о значении хлеба в жизни человека, опирается на многовековой опыт пошлых поколений, поэтому использует такие лексические средства, как_____3___( 5, 7),а также_______6_______ (8, 10, ) и ___8___(7). Когда автор говорит о человеке, вырастившем хлеб его речь особенно эмоциональна, поэтому в предложении 11 стоит отметить такое лексическое средство выразительности, как__5_ .
Читая текст, мы словно слышим взволнованный голос автора, поэтому используется такое синтаксическое средство выразительности, как___9____(6)”.
Список терминов:
- гипербола;
- лексический повтор;
- книжная лексика;
- метафора;
- оксюморон;
- пословицы;
- сравнительные обороты;
- фразеологизмы;
- экспрессивный повтор;
- инверсия.
Ответ: 3, 6, 8, 5, 9.
Выполните следующие задания к тексту:
1. В предложении 9 найдите слово, образованное суффиксальным способом. (Ответ: лучше.)
2. Выпишите из предложений 1- 5 частицы. (Ответ: же, разве, что, и)
3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью управление. (Ответ: поставили их)
4. Из предложений 8- 10 найдите односоставное определенно - личное. (Ответ: 9)
5. Найдите в тексте предложение (-ия) с обособленным (-ыми) определением (- ями), запишите номер (- а). (Ответ: 3, 11, 12)
6. Среди предложений 6-12 найдите сложное предложение, части которого связаны между собой бессоюзной и подчинительной связью. (Ответ: 11)
7. Какое из предложений 1-8 связано с предыдущим при помощи повтора и однокоренного слова. (Ответ: 7)
Сегодня мы рассматривали с вами текст, где автор стремиться привить своим читателям уважительное отношение к хлебу. В начале урока мы назвали авторов произведений, в названиях которых присутствует слово “хлеб”. Как в этих произведениях решается проблема воспитания уважительного отношения к хлебу?
1. В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Поэтому хлеб, благосостояние, моральные качества людей издавна связаны. В следующих пословицах можно увидеть, как люди относились хлебу, как оценивали его значимость для себя.
Например:
о богатстве и деньгах: “ Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош”;
о добрососедстве: “ Добрый сосед, как хлеба сусек”;
о гостеприимстве: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей (хозяина) слушай”;
о дружбе: “С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь”;
о веселье: “Будет хлеб - будет и песня”;
о труде: “Работай до поту, поешь хлеба в охоту”.
Эти короткие фразы передавали из уст в уста, обучая некоторым премудростям новое поколение.
Фразеологизмом “хлеб да соль” встречали дорогих гостей, наказывая за проступок сажали на хлеб и воду, а, желая подчеркнуть огромное желание, говорили: “Его хлебом не корми”.
2. А. Кольцов.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
С. Я. Маршак. Руки человека (отрывок из стихотворения)
Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
3. М. Алексеев в повести “Хлеб – имя существительное” приводит эпизод, когда дед Капля в беседе с Самонькой, бывшим односельчанином , живущем теперь в Москве, говорил, доказывая первостепенную важность крестьянского труда:
- Ну, ну, сейчас, знать, нельзя. Работа у нас с вами разная. Вот будет поболе машин, тогда... Не желаешь, значит, в родном селе оставаться? Плохо. А то оставайся, передам тебе свою орудью, – хозяин показал на стену, где висело его старенькое ружье, – а сам на покой. Опыт у тебя есть. Важный объект в Москве охраняешь. А мой объект наиважнейший. Хлеб! Что могет быть важнее хлеба?! Хлеб – имя существительное! – Дед Капля вымолвил эти слова особенно торжественно и по-ораторски воздел руку кверху, приподнял за столом и стал вдруг как будто выше ростом. – Потому как все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный! – От первой выпитой чарки лицо его, красное с мороза, покраснело еще больше, ликующие глазки сияли победоносно, и он повторил с хрипотцой в голосе: – Хлеб – имя существительное, а весь остальной пропродукт – прилагательное. Так-то, товарищ командир!
Таким образом, приведенные примеры убеждают нас в том, что проблема воспитания уважительного отношения к хлебу была и остается важной, актуальной до тех пор, пока существует человек.
Домашнее задание: Написать сочинение по данному тексту в формате ЕГЭ.