Место урока в системе: урок подготовки к части С1 и (или) С2 экзаменационной работы
Цели урока:
- образовательная: формировать представление о нормах литературного языка;
- развивающая: развивать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;
- предметно-практическая: развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;
- воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.
Тип урока: развитие связной речи.
Форма урока: практикум.
Форма работы: групповая.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация с кадрами из к/ф "Ликвидация", строфа XXVI романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", папки-подсказки с классификатором грамматических ошибок.
Ход урока
I. Вступление
Часто на свои замечания по поводу неграмотной речи я слышу: "Какая разница, как говорить! Все и так понятно". Как вы ответите на вопрос, поставленный в теме урока? (Презентация, слайд № 1)
II. Актуализация знаний
Эпиграф к уроку - слова основателя русского литературного языка. Кто он? (А.С. Пушкин) Из какого произведения эти строки? (Презентация, слайды № 1, 2) Объясните смысл эпиграфа (Для разговорного русского языка характерны грамматические ошибки). В связи с чем А.С. Пушкин написал эти строки? (Письмо Татьяны). Прочитайте строфу XXVI романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", сделайте вывод (Вначале XIX века не было русского литературного языка).
Пользуясь папкой-подсказкой, назовите виды грамматических ошибок.
III. Закрепление знаний, формирование умений.
Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, вспомните его название. ("Пророк") (Презентация, слайд № 3) Найдите, классифицируйте и исправьте ошибку (Нарушение согласования). Чем оправдано такое отступление от нормы? Сделайте вывод. (Старославянский вариант окончания соответствует библейской тематике стихотворения. Отступление от нормы русского литературного языка возможно, если этого требует замысел произведения)
Посмотрите фрагмент из кинофильма. Запишите примеры отступления от грамматических норм. (Презентация, слайды № 4 - 7) Классифицируйте ошибки, исправьте их. Чем оправданы эти явления языка? (Нарушение управления оправдано диалектными особенностями языка г. Одессы)
А чем отличается литературный язык от языка художественной литературы? (Литературный язык - нормативный язык, одинаковый для всех носителей языка, понятный всем). В какой форме речи обязательно соблюдение норм литературного языка? (В письменной речи) На чьих ошибках люди охотнее всего учатся? (На чужих)
Для повышения вашей грамотности и в ходе подготовки к ГИА предлагаю вам поработать редакторами. (Презентация, слайд № 8; карточка с заданиями)
Прочитайте предложения, найдите и классифицируйте ошибки, исправьте их.
Результаты запишите в таблицу.
№ п п | Исходное предложение | Вид ошибки | Исправление ошибки |
1. | Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. | ||
2. | Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей. | ||
3. | Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. | ||
4. | Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили. | ||
5. | Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы. | ||
6. | Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова. | ||
7. | Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. | ||
8. | Мне слышались шорох и звук голосов. | ||
9. | Мы покинем стены родной школы в двух тысяча одиннадцатом году. | ||
10. | На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных. | ||
11. | Большинство товарищей мне сочувствовали. | ||
12. | В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках. | ||
13. | Знаменитый актер был удостоен орденом "За заслуги перед отечеством". | ||
14. | Около полторы педели нам понадобится для выполнения поставленной задачи. | ||
15. | Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь. | ||
16. | Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности. | ||
17. | Па протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков. | ||
18. | В кинотеатр я поеду с двоими подругами. | ||
19. | Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено. | ||
20. | Беседу о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести с шестьсот семидесяти пяти учащимися. |
Проверка результатов работы "по цепочке", аргументация ответов, исправление ошибок.
IV. Рефлексия
Решите кроссворд (Презентация, слайды № 9, 10; карточка с заданиями).
Сделайте вывод, какая грамматическая ошибка встречается чаще всего? (Ошибка в управлении)
V. Итоги урока
Ответьте аргументировано на вопрос, сформулированный в теме.