Тайны русского слова

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщить, углубить знания учащихся по лексике, развитие устной и письменной речи.
  2. Углубить знания понятий лексического и грамматического. значения слова, работа со словарями.
  3. Формировать интерес учащихся к родному языку, воспитывать патриотизм, гордость и любовь к своей Родине, народу.

Оборудование;

    • Икона «Казанской Божьей Матери»
    • «Саранские епархиальные ведомости»
    • Пособие по русскому языку В.Ф. Грекова
    • Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
    • Тексты художественных произведений
    • Компьютер и мультимедийное оборудование.
    • Словарь иностранных слов

Эпиграф урока: Россия и русское слово (как проявление её души, её нравственного строя) есть нечто нераздельное.
И.Бунин

Ход урока

Слово учителя:

1. Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Мы будем постигать тайны русского слова. А может ли русское слово обладать какой либо тайной? Но, тем не менее, исследования, проведенные Российской Академией наук, позволяют говорить о том, что ДНК человека способно воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам.

Причем, одни тексты оздоравливают гены, а проклятья и матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению человека.

Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать все тело».

Но язык – это и великий дар Бога: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово. А она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они в день суда» (Мт.12.31)

И вот мы сегодня должны осознать, что в каждом слове, которое мы произносим есть тайна: либо отблеск Вечности, творение мира Божьим словом, либо разрушительная энергия демонического воздействия. И наша с вами задача, как всех русских людей, очистить живую реальность языка от греховных искажений.

Слайд 2. Работа с учебным пособием В.Ф. Грекова стр. 7, п.2 Слово и его лексическое значение, точное словоупотребление.. .Выборочная работа с теоретическим материалом, чтение учащимися текста, ответить на вопросы:

  • что представляет собой слово?
  • что отражается в лексическом значении слова?
  • что ведет к неточности в выборе слов?
  • как поступить, чтобы употреблять слова точно?

(обращаться к справочникам, словарям)

Слайд 3. Работа со словарем С.И. Ожегова. Давайте найдем лексическое значение слова «Образование» (стр. 433)

Образование, я - ср. 1.. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. 2 Совокупность знаний, полученных в результате обучения.

ЗАДАНИЕ:

    • Запишите лексическое значение слова «образование» в рабочую тетрадь
    • Выпишите из словаря однокоренные слова с корнем образ.

Давайте взглянем на слово «образование» с Божественной стороны. В этом слове содержится очень важная для всех нас информация. Корень этого слова - образ, то есть икона. Главное значение этого слова не передача суммы неких знаний. Куда важнее восстановление в человеке образа Божия. Извечное христианское стремление вернуть человеку, созданному по образу и подобию Божию, иконичность, некогда нами утраченную.

Поэтому слово «безобразие», которое вы встретили среди однокоренных слов – есть именно потеря образа Божия.. И как же понятна становится наша Любовь к иконам, трепетное к ним отношение, ведь образ всегда стремится к первообразу.

Перед вами ручная работа иконы «Казанской Пресвятой Богородицы». Эту икону вышила ученица 8 класса Чепанова Валерия на конкурс «Святыни Земли Мордовской». Ребята, а чье имя носит наша церковь? Кто скажет?

Я знала, что первым на этот вопрос ответит Максим. И не случайно, я дала тебе сообщение: «Казанская Пресвятая Богородица».

Слайд 4

Слайд 5

4. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения.

У нас в селе восстановлен Храм в честь иконы Божьей Матери Казанской4.

Слайд 6. Заимствованные слова. Сообщение ученика. Дерунова Маша.

Чем же обогатился наш язык в последние десятилетия? И обогатился ли? Новых слов много, но какие это слова? «Баксы»(значение деньги), «тинейджер», «кичмен », «шопинг» и т.д. в том же духе. Не трудно заметить, что эти иноязычные слова отражают несвойственные русской традиции реалии и жаль, что ими пользуются некоторые писатели, политики, ученые.

6. Перед вами тексты «С русского на русский». Прочитайте, о чем этот текст? Назовите стиль текста. Давайте выпишем из этого теста высказывание А.С. Шишкова о нашем русском языке.

«Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему»

Продолжение сообщения Деруновой Маши.

Однако, как это не парадоксально, иноязычные слова вовсе не помеха богатству языка их заимствующего. Вопрос в ином: Как, в каком историческом контексте происходит этот процесс? Русский язык наверняка претерпел ощутимый урон, лиши его в одночасье всех заимствованных слов, которые - и это чрезвычайно важно – давным- давно стали своими родными, обрусевшими.

Стихотворение Я. Смелякова «Русский язык» Пильщикова Олеся.

О чем это стихотворение? Давайте составим схему последнего четверостишья стихотворения. Какое это предложение? ССП или СПП?

Слайд 7 Жаргонизмы

7. Фельетон И. Костюкова «На разных языках». Чтение по ролям. Задание:

  • Найдите жаргонизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы
  • Существует мнение, что употребление жаргонной лексики портит язык, обедняет его. Согласны ли в с эти утверждением?

Процессы, которые сейчас происходят в русском языке лингвисты называют «третьей варваризацией». Точнее следовало бы говорить о тотальной жаргонизации, ибо именно жаргон правит сегодня свой мерзкий бал в речи большинства представителей всех слоев общества, особенно у молодежи.

Слайд 8, 9, 10, 11 «А.Н. Гвоздев – рачитель русского языка»

Слайд 12 . Работа со слайдом. Прочитать текст, найти его основную мысль. Записать в рабочую тетрадь.

Священник Александр Ильяшенко в своей книге «Как защитить вашего ребенка?» приводит данные из издания бывшего сотрудника спецслужбы Д. Колемана «Комитет 300». В нем говорится о том, что НИИ Стэнфордский институт «создал специальные слова», предназначенные «для массового управления американской молодежью», «сознание которой нужно изменить против её воли». Делается это в полном соответствии с программой «Изменение образа человека».

Таким образом под разговорами о какой то якобы особой молодежной культурой» планомерно меняется образ человека.

Неужели мы окажемся столь неразборчивыми и слабыми, что проглотим ядовитую наживку?

Давайте найдем в себе мужество покаяться и начнем очищать то замечательное, наш русский язык, что дано Господом Богом нам во владение. Или будем поклоняться демонам?

Выступление отца Николая, настоятеля Сивинской церкви, о скверных и плохих словах ..

Слайд 4 Стихотворение Э. Асадова. «О скверном и святом».

Слайд 13 «Нагорная проповедь Иисуса Христа»

Слайд 14

Вывод: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7, 1-2.).

Задание Найдите изученные орфограммы. Раскройте значение. Этого выражения. Фонетический разбор слова «судите1»

Слайд 15 Анна Ахматова «Мужество»

Найти в стихотворении ключевое слово.

Где оно находится?

Сколько раз оно повторяется?

Что является символом Родины в стихотворении А.Ахматовой «Мужество»? (Русское слово)

Как говорится о русском слове? (Как о одушевленном живом)

В каком времени здесь употребляются глаголы? (Б. вр..) С какой целью?

Что выражает упоминание слова внуков? Что выдвинулось во время войны на передний план, какие общечеловеческие ценности?

10. Домашнее задание

Слайд 16

Недавно мы отметили 405 –летие со дня рождения Святейшего Патриарха Никона (1605-1681). Ваша задача написать эссе, мини-сочинение или рассказ о Патриархе Никоне.

Презентация

Приложение 1