Цели и задачи урока:
- Усвоение учащимися следующих понятий: репортаж, репортёр, очевидец, участник событий; репортажное настоящее время, “эффект присутствия”; текстовой, фоторепортаж, радиорепортаж, видеорепортаж.
- Формирование у учащихся следующих умений: различать виды репортажа, анализировать и создавать самостоятельно различные виды репортажа.
- Формировать умение работать в сотрудничестве; развивать творческий потенциал детей.
- Знакомство с профессией репортёра (предпрофильная подготовка).
Ход урока: (урок спаренный – 80 минут).
До начала урока класс разбит на три группы (группы формируются по желанию учащихся или на усмотрение учителя, в зависимости от подготовленности класса).
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы приступаем с вами к изучению интереснейшей, на мой взгляд, темы “Жанры публицистики” С публицистическим стилем мы уже с вами знакомы, и в 8 классе расширим своё представление о нем.
Средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Благодаря им, читатели, слушатели, зрители постоянно знакомятся с происходящими событиями.
Наиболее демократичным средством массовой коммуникации является газета: туда может обратиться любой, чтобы попросить о помощи, поставить интересующий его вопрос, высказать свое мнение и т.д.
Любой человек может написать в газету, но чтобы материал достиг цели, надо многое уметь и знать. Работа корреспондента не так легка и проста. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. Булат Окуджава говорил о трудностях данной профессии: “Я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент”.
Вопросы классу.
А какой публицистический жанр ставит своей целью рассказать об общественной жизни в данный момент? (Ответы детей.)
Обращение к презентации. Презентацию можно получить у автора статьи. Слайд 1.
Работа с эпиграфом: “ Репортаж – глаза и уши читателя ”. (Г.Я.Солганик)
Как вы понимаете данное высказывание? (Работа в группе, ответы детей.)
Что же такое репортаж? Дайте определение репортажа. (Работа в группе, ответы детей.)
А теперь обратимся к словарям. (Для экономии времени выборка определений сделана учителем заранее.) Слайд 2 (Чтение определений, сравнение лексических значений.)
Перечитываем повторно последнее определение. А кто же такой очевидец события? (Работа в группе, ответы детей.) Слайд 3.
А как назовём человека, который участвовал в событии? (Работа в группе, ответы детей.) Слайд 4
Кто создает репортаж? Кто такой репортер? (Работа в группе, ответы детей.) Слайд 5.
Репортер может быть очевидцем или участником событий? В чем заключается разница?
Исходя из понятий, которые мы с вами разобрали, какие виды репортажа вы можете мне назвать? (Работа в группе, ответы детей.) Слайд 6.
Итак, цель нашего урока – умение самостоятельно создавать репортажи разных видов.
Все мы живем в век технической революции. Осваиваем все новые и новые технологии. На уроке я предлагаю вам “примерить” на себя профессию репортера. Сегодня мы поработаем с тремя видами репортажа : текст, фото, видео. Не пугайтесь, не теряйтесь, это первый ваш опыт, поэтому к концу урока я жду от ваших команд только черновые наброски, с которыми можно будет работать в дальнейшем.
Важно, чтобы каждый принял участие в работе: в каждой группе найдется свой фотограф, писатель, оператор. Тема ваших работ “Репортаж с урока” Познакомьтесь с инструкцией (смотрите приложения к уроку), распределите роли, старайтесь уложиться во времени. На работу над каждым видом репортажа 10-15 минут. Слайд №7
Основная часть урока – это командная работа учащихся в сотрудничестве.
Итог урока.
Просмотр черновых набросков. Анализ работ с помощью вопросов, которые помогут в дальнейшем редактировании материала.
Поощрение (все члены группы получают одинаковое или не получают никакого) нужно оценить не только академические успехи учеников в сотрудничестве, но и психологические аспекты общения.
Рефлексия.
В заключении нашего урока ответьте, пожалуйста, на три вопроса (слайд 8):
- Впечатление от урока (Довольны ли вы проделанной работой? Что было легко, а что трудно? Что было интереснее всего?)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Хотели бы вы, в плане перспективы, работать репортером?
Вместо заключения:
На этом работа, начатая на уроке, не завершается. Учащиеся самостоятельно (если надо, то с помощью учителя) доделывают свои репортажи в свободное от уроков время. Примерно через две недели проходит презентация работ. Каждая группа представляет свои репортажи: текстовой (печатный вариант), фоторепортаж (можно страничку газеты или презентацию) и видеорепортаж (видеоролик).
Инструкция для работы в группе:
- Убедитесь, что все в группе поняли задание.
- Договоритесь о способах выполнения задания.
- Дайте каждому члену группы возможность завершить его часть работы.
- Сравните мнения всех и договоритесь об общем решении и соответственно ответе.
Информация в помощь.
1. Учебник, параграф 41, стр.212 – стр.215.
2. Коротко о каждом виде репортажа:
Текстовой:
– изложение ведется от лица очевидца или участника событий;
– пишется о происшедших событиях;
– журналистом-репортером для газеты, журнала;
– с целью наглядного воспроизведения происшедшего4
– воспринимается читателем.
Фоторепортаж:
– подчеркивает подлинность, документальную точность (играет вспомогательную
роль, иллюстрирует текст или, наоборот, текст носит пояснительный характер,
расширенную подпись);
– того, что произошло;
– фоторепортером для газеты, журнала;
– с целью наглядного воспроизведения происшедшего;
– воспринимается читателем.
Видеорепортаж:
– изложение ведется от лица очевидца или участника событий;
– передается с места событий в тот момент, когда это событие происходит;
– телерепортером по телевидению;
– с целью – уточнение происходящего;
– воспринимается зрителем.