Пояснительная записка
Современный урок – это урок, ориентированный на воспитание развитой, культурной личности, способной общаться на всех уровнях и владеющей всеми речевыми жанрами в зависимости от коммуникативной задачи.
Данный урок русского языка, направленный на формирование коммуникативной компетенции, рекомендуется проводить как в 10-м классе, так и в 11-м в разделе “Текст как речевое произведение” по программе А.Д. Дейкиной.
Необходимость включения этого урока в курс русского языка продиктована неумением старшеклассников создавать адекватные коммуникативной ситуации речевые жанры, затруднением продуцировать такие тексты, как отзыв, письмо, выступление, устный или письменный доклад.
Чтобы сформировать механизм говорения и письма, нужно постоянно работать над умениями детей планировать и стилистически оформлять содержание высказывания. При этом необходимо знать и учитывать особенности речевых жанров. В методической литературе уже имеются рекомендации по обучению учащихся написанию реферата и по обучению школьников деловому письму. Возможно, данный урок окажется полезным и учителю.
Разработка урока
Эпиграф к уроку:
Слово есть человеческая
деятельность, передающая мысли и опыты одного
человека другому. |
Цели:
- сформировать коммуникативную компетенцию;
- возродить российскую традицию эпистолярного жанра.
Ход урока
Учитель. Человек создал язык, чтобы общаться с другими людьми. Он существует и выполняет свое назначение в речи в форме текстов. И обмен приветливыми репликами на ходу, и телефонный разговор, и стихотворение, и повествование, и ответ на уроке, и научный трактат, и газетная статья, и объявление на стенде, и реклама, и письмо – все это разные способы общения людей, и все это тексты.
Что же их объединяет? (Можно выслушать ответы детей.) Общим для них является связь текста с речевой ситуацией, с коммуникативным процессом. Текст создается говорящим или пишущим (адресантом) и адресован слушающему или читающему (адресату). В одних случаях говорящий и слушающий – это два конкретных человека, в других – автор текста, известный или неизвестный, адресует его определенному или воображаемому читателю – слушателю, одному или многим. Но в любом случае человек всегда создает текст для другого человека.
Итак, письмо – это текст. И на этом уроке вы сможете получить элементарное представление о письме как о тексте, его разновидностях и структуре.
Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались информацией, мыслями и чувствами.
В словаре В.И. Даля письмо определяется как (зачитать) “грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому”.
Письмо считается важнейшим средством общения, поэтому оно должно быть понятным. А это значит, что текст письма (как и всякий текст) должен отвечать целому ряду требований: быть связным, логичным, последовательным и грамотным.
Давайте убедимся в том, что письмо – это действительно текст.
(На электронной доске размещен текст частного письма. Вопросы к учащимся ориентированы на определение текста.)
Вопрос: Чем же характеризуется письмо, чем оно отличается от других видов текста (речь идет о письме вообще)?
Риторический анализ
(Учащиеся делают выводы.)
Учитель. Правильно, письмо характеризуется прежде всего своей структурой. Независимо от вида письма оно начинается с обращения. Основная часть служит главной цели написания письма, то есть решает коммуникативную задачу: передать информацию, поздравить, поделиться мыслями или чувствами, поблагодарить, извиниться, воздействовать на адресата и т.п. Затем следуют концовка и подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма.
У письма есть свои жанровые особенности. Они зависят от ситуации общения: официальной, неофициальной, деловой и дружеской. Деловое письмо имеет свои разновидности и структурные особенности, но это уже тема другого урока. Сегодня мы поговорим о письмах частных.
(Ученики знакомятся с текстом письма.)
Вопрос: О чем рассказало вам это письмо?
(Звучат ответы учащихся.)
Учитель. Частные письма несут всевозможную информацию: содержат наблюдения, размышления, впечатления, исповедь, выражают эмоции, передают бытовые и автобиографические сведения. Но при этом всегда проявляется авторская индивидуальность, личность пишущего выдвигается на первый план.
Вопрос: Умеете ли вы писать письма? Не напоминаете ли вы героев из рассказа Н. Носова “Автомобиль”?
Риторический анализ текста
Учитель. В старину у нас существовали так называемые письмовники. Они были очень популярны, так как содержали образчики писем на самые разнообразные темы.
(Заранее подготовившийся ученик дает историческую справку.)
Старейший печатный русский письмовник – “Приклады, како пишутся комплименты разные” (1708). В XIX веке также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит книга “Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной” (1881).
Подробным является письмовник А.Е. Крылова. На титульном листе книги написано: “Настольно-справочная книга. Толковый письмовник. Полное собрание всех актов, договоров, обязательств, прощений и писем на все случаи жизни с подробным наставлением, как их составлять, кому и когда подавать”./
Учитель. Частные письма, конечно, - дело личное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек.
Задание. Давайте попробуем составить современное краткое руководство по написанию частных писем. Как мы его назовем?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Давая советы, отразите в них свои представления о хорошем письме.
(Учащиеся предлагают свои советы, а один ученик набирает их на компьютере и транслирует текст на экран. Остальные переносят текст руководства в свои тетради.)
Примерный текст руководства:
- Ответить на письмо нужно как можно быстрее.
- Бумага для письма должна быть чистой, гладкой, аккуратно обрезанной.
- В письме не должно быть помарок и грубых исправлений.
- Письмо надо начинать с вежливого обращения и заканчивать добрыми пожеланиями.
- Письмо должно иметь дату и подпись.
- Тон и стиль письма зависят от возраста адресата и от ваших отношений с ним.
- В письме нельзя употреблять шаблонных безвкусных выражений: “Лети с приветом – вернись с ответом” и т.д.
- Письмо необходимо писать разборчиво и грамотно.
- Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает: “после написанного”.
Задание: Прочитайте это письмо и, пользуясь руководством, скажите, какие в письме допущены ошибки?
(Ответы учащихся.)
Откройте учебник на стр. 43. Прочитайте текст упражнения № 41.
Текст упражнения:
Процесс создания текста – это всегда творчество,
одновременно и радостное, и мучительное. Именно с
этим связано понятие “муки слова”. Особенно это
относится к началу текста (зачину). М. Горький
говорил: “Труднее всего начало, именно первая
фраза.
Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…”
Вопрос: Согласны ли вы со словами М. Горького?
(Ответы учащихся.)
Познакомьтесь с отрывком из статьи А. Маркуши.
Борис смотрит в окно и грызет карандаш.
- Ты чего?
- Да вот сижу и не знаю, как начать: “Уважаемый Василий…” – так это же один смех. Или ещё пишут, я знаю: “Глубокоуважаемый…” А если “Дорогой друг”, так тоже чудно: я его не покупал ни за дорого, ни за дешёво. И вообще, какой он мне друг?
- А ты кому пишешь?
- Да парню одному. Прочитал в “Юном технике”, что он здорово делает модели, хочу кое-что узнать.
- Ну, и напиши…
Учитель. Прочли? Попробуйте помочь человеку, подскажите ему начало. Обратите внимание на экран.
Текст можно начать:
- с утверждения, которое является основой для дальнейшего рассуждения;
- с изложения какого-либо факта;
- с вопроса к адресату.
Задание выполняется с последующей проверкой.
Учитель. Вы заметили, наверное, что разные коммуникативные намерения требуют своих синтаксических средств, а именно:
- чтобы начать речевое общение, употребляются обращения;
- чтобы сообщить новую информацию, используются повествовательные предложения;
- чтобы побудить собеседника к ответу или к другому действию, употребляются вопросительные и побудительные предложения.
Слово “письмо” происходит от греческого “эпистола”. И особый стиль, которым пишутся письма, называется эпистолярным.
Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для этого стиля характерны как непринужденная, так и официальная формы общения. Используются эпистолярные формулы, клише, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются многообразие и единство авторского образа.
Века существует на земле эпистолярный стиль. Так же длинен путь эпистолярного жанра в литературе.
Вопрос: Какова же его история?
(Ученик дает историческую справку о развитии жанра.)
В античности письма сочинялись как литературное произведение. Провести четкую границу между частной перепиской и стилизацией под нее весьма трудно.
В XVII–XVIII веках форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению.
Очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину положили начало освоению традиций эпистолярной литературы в России.
Учитель. В эпистолярную литературу входит и переписка выдающихся людей. Эта переписка, ставшая фактом литературы и получившая резонанс в различных сферах духовной жизни, постоянно издается и переиздается, например, письма А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.
Вопрос: Какие писатели обращались к жанру письма? В каких произведениях?
(Ответы учащихся.)
Вопрос: Как вы думаете, зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр?
Давайте перечитаем письмо одного из героев русской литературы. Может быть, это позволит полнее ответить на поставленный вопрос.
Выводы: Правильно, письмо позволяет понять характер героя, оценить его личностные качества, так как письмо – это не только средство общения, но еще и способ самовыражения. А самовыражение, ребята, является одной из важнейших потребностей человека. Поэтому общайтесь, пишите письма, говорите миру о том, как красиво то, что вы чувствуете, и как интересно то, что вы думаете. Удачи вам, ребята!
Домашнее задание. Напишите частное письмо реальному или воображаемому адресату.
Литература
- Акишина А.А. Письма как один из видов текста // Русский язык за рубежом. – 1982. - № 2.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1980. – Т. 3.