Русский язык
-
Интегрированный урок (русский язык + английский язык) по теме "Новогоднее письмо" 2011
Урок решает лингвистические, культурологические и коммуникативные задачи. Отрабатывая общеучебные умения и навыки по созданию текста в эпистолярном жанре на русском и английском языках, учащиеся узнают о новогодних обычаях страны изучаемого языка и сравнивают их с культурными традициями России.
-
Урок развития речи. Описание предмета (дымковской игрушки). 5-й класс 2011
Урок развития речи для учащихся 5-го класса. Включены следующие виды работ: 1) сбор материла (история дымковской игрушки, описание фигурки) для написания сочинения, состоящий из этапов получения устной информации, работы с текстом (выборка нужного материала), систематизации материала в таблице; 2) написание сочинения на заданную тему (разноуровневые задания по выбору учащегося).
-
Сочинение на основе художественного текста. 11-й класс 2011
Урок-практикум в 11-м классе на закрепление навыков работы над пониманием художественного текста, над авторской позицией к поднятой проблеме при подготовке к сочинению по заданию в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С). Учащимся предлагается повторить, что необходимо помнить при написании каждой части сочинения, оценить абзацы сочинения по известному им тексту Л.Серовой в соответствии с критериями по содержанию сочинения.
-
Секреты синтаксиса и пунктуации. 5-й класс 2011
На уроке проверяется умение учащихся делать синтаксический разбор предложения, составлять схемы, правильно расставлять знаки препинания.
-
Сочинение по картине Б.М. Кустодиева "Масленица" 2011
Учащиеся совершенствуют умения по анализу картины и написанию соответствующего сочинения.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2011
Урок знакомит учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные с помощью карточек, самостоятельной работы, интерактивной доски и т.д. При объяснении нового материала используется поисковый метод.
-
Звук [й] и его обозначение при письме. Разделительные мягкий и твердый знаки 2011
Урок учит применять алгоритм при написании мягкого и твердого разделительных знаков. Учащиеся продолжают формировать навык грамотного письма. Развивают умение выделять главное, существенное.
-
Развитие речи на уроках русского языка при подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов 2011
В статье рассматриваются методы и приемы работы над развитием речи, формирующие умение извлекать информацию из различных источников, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста. Особое внимание уделяется грамматическим нормам и работе с 5-го класса по предупреждению грамматических ошибок на экзамене.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными 2011
В ходе урока формируются умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснить общее и различия между ними. На уроке использована модульно-блочная технология, которая позволяет охватить большой объем нового учебного материала, что позволяет "сэкономить" последующие уроки для закрепления.
-
Грамматическая характеристика предложения 2011
В развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) одним из средств решения проблемы переходного этапа образования (4–5-й класс) является технология разновозрастного сотрудничества. Предлагаемый материал является практической реализацией данной технологии и представляет собой проект разновозрастного урока русского языка для учащихся 4-го и 5-го классов по теме "Грамматическая характеристика предложения".
-
Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение 2011
Факультатив служит воспитанию у детей любви к русскому языку; совершенствованию навыка анализа лирического произведения, учит на примере анализа художественного произведения почувствовать красоту, образность языка, развивает аналитические умения: обобщать, наблюдать, сравнивать.
-
Однозначные и многозначные слова. 5-й класс 2011
Урок русского языка призван познакомить обучающихся с однозначными и многозначными словами в игровой форме. Основное внимание уделяется работе с текстом (текстовой материал подобран по теме «Новый год»), обучению работе с толковым словарем, формированию навыков грамматических разборов.
-
Сочинение по картине И.Е. Репина "Бурлаки на Волге" 2011
Урок знакомит учащихся с творчеством художника, историей создания картины «Бурлаки на Волге», а также учит понимать содержание картины, ее композицию, детали; развивает словарный запас, умение грамотно и точно строить высказывание. Презентация является необходимой наглядностью на уроке. Она помогает ярко и образно воспринимать этапы создания картины, формировать умение составлять художественное описание, выражать свои чувства от восприятия картины.
-
Игра "Как стать миллионером?" (Внеклассное мероприятие в рамках декады словесности) 2011
Внеклассное мероприятие может быть проведено в рамках декады словесности и рассчитано на пятиклассников, у которых вызывает неизменный интерес. Правила и ход заимствованы из телевизионной версии. Вопросы касаются не только преподавания русского языка и литературы (источники - "Русский медвежонок" прошлых лет, игра "О, счастливчик!"). Основа – презентация, поэтому обязательным условием является наличие мультимедийного проектора или интерактивной доски, чтобы заинтересовать и "зрителей".
-
Путешествие в страну Глаголию (роль глаголов в тексте). 6-й класс 2011
Автор предлагает разработку урока с применением коммуникативно-деятельностного подхода. В ходе урока применяются элементы проектной деятельности, развиваются коммуникативные умения типа «ученик–ученик», «ученик–группа».
-
Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы 2011
Создание в школе структуры государственного общественного управления делает ее открытой обществу, становится прозрачной ее образовательная и воспитательная деятельность, а это, в свою очередь, помогает преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей учеников как в школьную жизнь, так и в определенные механизмы управления школой.
-
Синтаксическая роль полных и кратких причастий 2011
Урок предусматривает короткую проверку домашней работы, интенсивную разминку по пройденному материалу, ортологический тренаж, различные упражнения по новой теме.
-
Пособие по ГИА в 9-м классе (подготовка к выполнению задания В 8) 2011
Раздел В8 предваряется теоретическим материалом, данным в доступной форме, приводится пошаговая операция по замене словосочетаний с одной подчинительной связью на другую. В разделе дано достаточно большое количество вариантов, что позволит учащимся довести работу по выполнению тестов до автоматизма. Задания дают реальную возможность подготовиться к выполнению задания В8 и совершенствовать практические навыки, необходимые для успешной сдачи ГИА, а впоследствии и ЕГЭ.
-
Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы 2011
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой.
-
Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы 2011
В статье представлен конспект метапредметного урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Наблюдение над словами-признаками». В ходе урока применялись разнообразные методы, направленные на совершенствование умений и навыков учащихся, на развитие речи и мышления второклассников. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии «Осень», которая объединяет все этапы, каждый из которых связан логически и тематически.
-
Роль причастий в тексте 2011
Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие», а также развитие навыков определения грамматических признаков причастия; развитие умения анализировать, обобщать факты; развитие речевых навыков.
-
Обобщение и систематизация знаний учащихся "Простое предложение" 2011
Для оптимизации обучения данного контингента школьников используются способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. В предлагаемом уроке игра подчинена обучающей цели. Посредством игры повторяются и закрепляются полученные знания по данной теме.
-
Интегрированный урок (русский язык + ОБЖ) "Род имен существительных. Наши верные друзья" 2011
Интегрированный урок во 2-м классе демонстрирует связь между предметами «русский язык» и «ОБЖ», знакомит с приемами определения рода имен существительных на основе знаний правил дорожного движения.
-
Компьютерное сопровождение практикума по культуре речи 2011
Материал представляет собой компьютерное сопровождение практикума по культуре речи, что способствует прочной зрительной, слуховой и ассоциативной целостности восприятия учениками курса, вызывает любопытство детей, побуждает к общению и приводит к осознанию необходимости сохранения и творческого использования выразительных возможностей русского литературного языка.
-
Урок русского языка по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-). Космическое путешествие". 6-й класс 2011
Открытый урок русского языка в 6-м классе с использованием информационных технологий. На уроке закрепляется правописание букв Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-); применяется способ действия для правильного написания суффиксов -чик-, (-щик-). Обращается внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик- – уменьшительное значение.
-
Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог" 2011
Урок в 7-м классе (учебник М.Т. Баранова "Русский язык: 7-й класс". М.: Просвещение, 2006) в форме игры-соревнования. Цель урока: обобщение, совершенствование и проверка полученных умений и навыков в ходе изучения темы «Предлог», отработка алгоритма учебного действия с изученными понятиями.
-
Степени сравнения прилагательных 2011
Рассмотрены степени сравнения имен прилагательных в английском языке.
-
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями" 2011
Цель урока русского языка: познакомиться с правилом написания частицы НЕ с причастиями; учиться правильно писать НЕ с причастиями. Урок начинается с мобилизующего этапа – работе по карточкам, а затем учащиеся сами формулируют тему и цели урока. Перед изучением новой темы идет мотивация учащихся: скажите, зачем мы изучаем правила русского языка?
-
Речевые ошибки и их предупреждение 2011
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элективного курса построена в основном на углубленном изучении нарушений тех или иных литературных норм, квалифицирующихся как речевые ошибки (в широком смысле слова) в устной и письменной речи учащихся.
-
Урок-мастерская при индивидуально-щадящем режиме обучения "Описание действий". 7-й класс 2011
В статье продемонстрирована системная работа по развитию речи на уроках русского языка, завершающим этапом которой должен стать выпуск сборника школьных сочинений. На данном уроке учащаяся 7-го класса провела сопоставительный анализ двух текстов, собрала материал, составила свой вариант художественного текста с описанием действий, сделала синхронный пересказ с видеозаписью, демонстрировала свое умение работать на компьютере, дополнила новым текстом свою брошюру и проиллюстрировала ее.