Цели:
- закрепление и углубление знаний о значении морфологических признаков и синтаксической роли наречий;
- ознакомление с некоторыми способами образования, правописанием и разрядами наречий;
- формирование умения выделять наречия из предложений, использовать их в речи;
- развитие орфографической зоркости;
- воспитание речевой культуры.
Форма урока: урок-практикум (2 часа).
Эпиграфы:
- Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом (К. Паустовский)
- Относись к родному языку бережно и любовно (В. Луговской).
Ход урока
I. Повторение
1. Что мы называем наречием?
2. Что оно обозначает?
3. Чем отличаются наречия от других частей речи?
4. В чем сходство и в чем различия наречий и
прилагательных?
5. Как найти наречия в предложении?6. Каким членом
предложения чаще всего являются наречия?
II. Работа у доски
Задание 1. Выделить основы предложений, найти и подчеркнуть наречия как члены предложений.
- Зелено-золотая иволга вскрикивала резко и радостно, колом проносясь над белыми цветами за болтливыми галками... (И. Бунин)
- Повсюду блеск, повсюду яркий свет, песок – как шелк (И. Бунин).
- ...Я велел казаку нагреть чайник по-походному, засветил свечу и сел у стола (М. Лермонтов).
Задание 2. Найти в тексте наречия, подчеркнуть как члены предложения.
Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернёте,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом...
(И. Иртеньев)
Задание 3. Найдите ошибки в предложениях.
Обратно снег идёт (снова, опять). Не берись за это дело вперед меня (раньше).
Охотник сильно расстроился (очень).
III. Работа с классом.
“Подскажи словечко”Замените фразеологизм синонимом-наречием и запишите в тетрадь.
Как снег на голову – ... (неожиданно, внезапно). Яблоку негде упасть – ... (тесно).
Хоть глаз выколи – ... (темно). Кот наплакал – ... (мало).Со всех ног – ... (быстро).
Много воды утекло – ... (давно).Рукой подать – ... (близко).
Никуда не годится – ... (плохо).Жить душа в душу – ... (дружно).
Пока учитель проверяет задания работающих у доски учащихся, класс составляет словосочетания с наречиями, записанными в тетрадь, например:
внезапно остановиться;
тесно прижаться и т.д.
IV. Образование и правописание наречий
Учитель предлагает вниманию учащихся таблицу и задаёт вопрос: почему одни слова написаны с суффиксом -А-, а другие – с -О-?
Таблица 1
Учащиеся делают вывод, формулируют правило и записывают таблицу 2 в тетрадь или словарик.
Таблица 2
Таблица 3
Когда наречия пишутся через дефис? Учащиеся делают вывод.
Практикум 1
Карточка 1.
Перепишите, вставляя вместо точек буквы о или а.
Тропа стала забирать вправ... .
Я еду и от нечего делать читаю вывески справ... напев… .
Идёт направ... – песнь заводит, налев... – сказку говорит.
Издавн... русские считались храбрыми воинами.
Полы были вытерты досух... .
Мать вымыла мне руки, вытерла их насух... .
Карточка 2.
Спишите, раскрывая скобки.
а) Дуняша слушала, приоткрыв (по)детски рот (М Горький)
б) Изредка вспыхивал (по) летнему синий клочок неба (М. Шолохов).
в) Мы все учились (по)немногу, (чему)нибудь и (как)нибудь (А. Пушкин).
г) Никита проснулся и (волей)(не)волей принуждён был изменить своё положение (Л. Толстой).
IV. Образование наречий (продолжение)
Указать способ образования наречий:
плохой – плохо,два – дважды,твой – по-твоему,первый – во-первых,
весенний – по-весеннему,ночь – ночью,человеческий – по-человечески,давно – недавно.
Вывод. Наречия могут быть образованы от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, наречий приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, переходом одной части речи в другую.
Практикум 2
Карточка 1.
Выписать наречия, указать способ их образования.
1. На темно-сером небе кое-где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает волной.
2. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу.
3. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен; словно стеклянный; вдали носится мягкий пар, тёплый на вид. (По И. С. Тургеневу)
Карточка 2.
Выпишите наречия с теми словами, к которым они
примыкают.
1. Сначала все шутили и смеялись, потом примолкли (сначала шутили и смеялись; потом примолкли).
2 Вера сидела, задумчиво глядя на лицо спящего Петеньки (задумчиво глядя).
3. На дворе идет дождь, черный сад шумит от ветра, тоскливо и однообразно журчит вода в дождевом желобе... (тоскливо и однообразно журчит), (По Вересаеву)
Карточка 3.
Определите синтаксическую роль наречия.
Выделите основы предложений.
Ослепительно блестел снег, ласково синела вода, золотом солнце обпивало залив, горы, людей. И крепко, густо, могущественно пахло морем. Хорошо! (По Куприну.)
VI. Развитие орфографической зоркости
Выпишите из стихотворения слова на правописание ь (мягкого знака) после шипящих на конце слова в различных частях речи. Какие из этих слов являются наречиями? Каково их правописание?
Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Едва заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студеный ключ(?).
Цвел ландыш(?) нежен и пахуч(?).
Вдруг вышел на поляну еж(?).
(Ему спать тоже невтерпеж(?).)
"Куда спешиш(?) ты, еж(?) колюч{?)? –
Мне не спросить его невмоч(?). –
Иль что-то гонит тебя проч(?) ?
Иль перепутал день и ноч(?) ?"
Но он молчит, как неживой.
Видать, идет к себе домой.
"Мой еж(?) игрушечный (точ(?))(в)точ(?)
Такой, как ты, – сказала доч(?). –
Ведь тоже он в иголках сплош(?).
Ну, чем не настоящий еж(?)!"
Практикум 3
Карточка 1,
Перепишите, раскрывая скобки.
Капитан упал навзнич(...).
Григорий спал ничком, кинув наотмаш(…) руку.
Двери школы открыты настеж(...).
Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплош(...) своими и чужими этюдами в рамках и без рам.
И теперь-то по ночам невтерпеж(...) от холоду.
Дружим смолоду, с тех пор, как взяли замуж(...) двух сестер.
Лошади шарахнулись и рванули вскач(...) по узкой дороге.
Карточка 2.
Составьте предложения со следующими
словосочетаниями.
мелькать вдали – в дали моря,
услышать впервые – в первые дни,
бежать навстречу – на встречу с друзьями,
дождаться наконец – отложить на конец месяца.
Карточка 3.
Сколько в наречиях приставок? Запишите данные
наречия в порядке увеличения в них числа
приставок, укажите их.
Спросонья, сзади, спозаранку, вдогонку, навзничь, исподтишка.
Карточка 4.
Данные слова запишите так, чтобы получилось
восемь пар антонимов.
Сообща, враждебно, скромно, робко, неразборчиво, вежливо, нарочно, скромно, грубо, нечаянно, в одиночку, уверенно, небрежно, дружелюбно, старательно, вызывающе.
Карточка 5.
Обоснуйте написание наречий.
I вариант
работать по-новому
шашлык по-армянски
перечеркнуть крест-накрест
неуклюже по-медвежьи
бросить кое-как
отнестись по-товарищески
припечь где-нибудь
во-вторых
встретиться когда-либоII вариант
советовать по-доброму
продвигаться мало-помалу
ответить как-нибудь
читать по-испански
поглядывать куда-то
связать крепко-накрепко'
в-десятых
выполнить кое-как
шипеть по-змеиному
Карточка 6.
Найдите наречие, употребленное в переносном
значении.
а) Шумит молоденький лесок, одевшийся листвою.
Он весь – как изумрудный дым и радостно белы
весенним соком молодым налитые стволы (Д.
Кедрин).
б) Лениво дышит полдень мглистый, лениво
катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво
тают облака (Ф. Тютчев).
VII. Закрепление изученного
Практикум 4
Карточка 1.
Выделить в наречиях корень:
вприкуску (-кус-),
вразбивку (-бив-),
вперегонки (-гон-),
нарасхват (-хват-),
беспрепятственно (-пят-).
Карточка 2.
Преобразовать словосочетания "прилагательное
+ существительное" в словосочетание
"наречие + глагол".
Быстрый бег – быстро бегать,
упорный труд – упорно трудиться,
веселая игра – весело играть,
толковый ответ – толково отвечать,
резкий удар – резко ударить,
спокойный сон – спокойно спать,
интересный рассказ – интересно рассказывать.
Карточка 3.
К данным наречиям подберите синонимы-наречия:
шли наудачу (наугад), подошли вплотную (близко), расколол надвое (пополам), совсем не удивился (совершенно), всё делали вместе (сообща), ушла вглубь (глубоко), вмиг появился (неожиданно), знал назубок (хорошо), готовились тайно (скрытно).
Карточка 4.
Объясните правописание наречий. Запомните их
написание.
Во-первых, во-вторых, в-третьих, по-русски, по-иному, по-прежнему, по-птичьи, по-соловьиному, по-лошадиному, откуда-нибудь, куда-то, кое-как, чуть-чуть, еле-еле, давным-давно, точь-в-точь.
Карточка 5.
Определите, какой частью речи являются
выделенные слова. Аргументируйте свой ответ.
A. Как летней иногда порою
Вдруг птичка в комнату влетит,
И жизнь и свет внесет,с собою,
Все огласит и озарит.
(Ф.
Тютчев)
Б. Сакля была прилеплена одним боком к скале (М. Лермонтов).
B. Она ходила как-то боком (М. Горький).
Г. Вьется кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам.
(П.
Ершов)
Д. Куда не обращаю взор, Кругом синеет мрачный бор. (А. Фет)
Е. Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел...
То верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.
(А.
Пушкин)
Ж. На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей.
(А.
Пушкин)
3. Андрий едва двигался в темном и узком земляном коридоре (Н. Гоголь).
И. Едва солнце село, наступила темнота (И. Соколов-Микитов).
Карточка 6.
Диктант. Напишите под диктовку.
По-январски морозно, по-хорошему поговорили, по деловому вопросу пришел: по-вашему сказал – по вашему мнению вышло: по-лисьи хитер, по-девичьи пропел, по-болгарски говорил; точь-в-точь по учебнику, едва-едва ответил, не сегодня-завтра отпуск: кое-чему научился, когда-нибудь приеду, куда-то пошли, где-либо найду.
Карточка 7.
Ответьте на вопросы, употребляя наречия скоро и
быстро. Какую роль они выполняют в
предложении?
1. Как плывет спортсмен?
2. Когда он приплывет к финишу?
3. Как вращается колесо машины?
4. Когда вы вернетесь?
5. Как говорят итальянцы?
6. Когда ты мне позвонишь?
7. Как она читает?
8. Когда ты мне вернешь книгу?
(Для справок: наречие быстро в предложении выполняет роль обстоятельства образа действия, а наречие скоро – обстоятельства времени.)
VIII. Разряды наречий по значению
Заполните таблицу данными словами. Укажите вопросы к ним.
Особенно, сегодня, внимательно, невзначай, впереди, сгоряча, нарочно, чрезмерно, назло, зря, сосредоточенно, чересчур, поневоле, накануне, без умолку, неподэлеку, сгоряча, впоследствии, издали, сослепу, кое-как, наверху, тотчас, совсем.
Таблица 4
Разряды наречий по значению | ||
Значение | Вопрос | Примеры |
Образ действия | Как? Каким образом? |
Внимательно, чрезмерно, без умолку, кое-как |
Мера и степень | В какой степени? Насколько? |
Чересчур, совсем, особенно |
Место | Где? Куда? Откуда? | Впереди, неподалёку, издали, наверху |
Время | Когда? Как долго? |
Сегодня, накануне, впоследствии, тотчас |
Причина | Почему? Отчего? | Сослепу, поневоле, сгоряча |
IX.
Закрепление изученного на уроке1. Наречия – это знаменательная часть речи, которая обозначает признак действия, реже – признак качества или предмета.
2. Например: Колокольчик однозвучный утомительно гремит -признак действия (как гремит?). Мы живем в доме напротив – признак предмета (в каком доме?). Ночь была очень темной – признак качества.
3. Наречия – неизменяемые слова, в предложении они присоединяются к другим словам по способу примыкания. Чаще всего наречие зависит от глагола-сказуемого, характеризуя действие: появиться неожиданно, жить весело, говорить по-немецки, увеличить втрое.
4. Наречия выполняют в предложении функции обстоятельств (места, времени, образа действия, цели, причины) и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
5. Наречия с приставками е-, за-, на- пишутся с буквой о на конце, а с из-, с-, до- с буквой а: вправо, влево, налево, издавна, досыта, снова.
6. В наречиях негромко, неинтересно, недавно и т. п. we является приставкой.
7. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -и пишутся через дефис: по-видимому, по-прежнему, no-волчьи, по-английски, по-дружески.
8. Пишутся через дефис наречия, образованные от числительных с помощью приставки е- (во-) и суффикса -ых (-их): во-первых, в-третьих.
9. Через дефис пишутся неопределенные наречия с морфемами -то, -либо, -нибудь, кое-: где-то, кое-где, когда-нибудь.
10. Наречия, оканчивающиеся на шипящую букву, пишутся с ь на конце слова: прочь, сплошь, настежь Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
11. Наречия, образованные повторением слов или основ слов, пишутся через дефис: еле-еле, едва-едва, как-никак, крепко-накрепко, волей-неволей, точь-в-точь.
XI. Домашнее задание
1. Выписать предложения с наречиями из
художественных текстов и указать их значение.
2. Дописать по 5–6 примеров в таблицу разрядов
наречий.