Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.
Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.
Формирование навыков работы с текстом.
Тип урока: Анализ художественного текста.
Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Вступление:
Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут? Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль этой сказки.
Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.
- Попросите учащихся в течение приблизительно 7 минут писать на тему: “Какая мораль может быть в сказке о зайцах”. Предложите им начать так: “Я думаю, что мораль может быть такая...”
- Закончив писать, учащиеся делятся написанным с партнером.
Комментарий:
Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.
Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.
(Раздается первая Часть текста)
Учащиеся читают и обдумывают часть I.
Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске.
– Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?
(Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).
Комментарий:
С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.
– Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.
Раздается вторая часть текста
– Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца.
– Что вы ощутили?
– Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?
– Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу .
– Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)
– Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?
Комментарий:
Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.
(Раздается третья часть текста)
Ознакомьтесь со следующими вопросами:
– Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?
Комментарий:
Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения “сильных мира сего”, превращение “маленького”, забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.
– Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)
Учащиеся делятся своими соображениями.
Комментарий:
По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явственней становится и изменение угла зрения: от детского – к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.
(Раздается часть IV)
– Насколько неожиданной была для вас эта часть?
– Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)
– О чем все-таки эта сказка?
– Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете.
– Действительно ли это – сказка?
– Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.
Ученик другого класса написал так:
“Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых”.
– Вы с ним согласны? Почему?
– Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).
Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов
– Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов:
Стадия размышления:
Свободное письмо:
А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: “Когда время шуршит – всем страшно”?
Чтобы ознакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под названием: “Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову”. Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы, которые заполнялись по ходу урока.
Заключение:
Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, “мгновенное значение”. Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.