Класс: 5.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока:
- Развитие письменной и устной речи.
- Формирование навыков анализа текста.
- Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный диск с презентацией, музыкальный диск, раздаточный материал, иллюстрации, толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
l. Организационный момент.
ll. Слово учителя.
Добрый день! Народная мудрость гласит: "Жизнь прожить - не поле перейти".
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя спать, вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать Слайд № 2
И подарить его людям.
Думаю, вы согласитесь, что в зависимости от того, какие поступки совершает человек, он творит добро или зло.
- Почему о некоторых говорят: "У него доброе имя, доброе сердце!" Слайд №3
- Могу ли я творить добро, не рассчитывая на что-то взамен?
На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.
- Что же мы сегодня узнаем на уроке? Давайте обратимся к учебнику. (Учащийся зачитывает вопросы на стр. 12)
Цели урока следующие:
1. Развитие письменной и устной речи. Слайд № 4
2.Совершенствование навыков анализа текста.
3. Воспитание нравственных качеств личности.
Тему же урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно, предварительно выполнив три действия:
1.Прослушайте четверостишие и назовите ключевое слово.
Итак, внимание! Слайд № 5
Добро и зло творить
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда:
Добро творить трудней:
2. Следующее задание: угадайте слово по лексическому значению (по материалам домашнего задания).
Окружающая обстановка, атмосфера. Одним словом, это: аура. Слайд № 6
3. Назовите антоним слова "зло". (Добро)
Итак, тема нашего урока: "Творить ауру добра".
Слайд № 7
lll. Беседа.
1.Что значит "творить ауру добра"? (Творить ауру добра - значит создавать атмосферу добра, чтобы всем было хорошо, уютно, комфортно. Ведь каждый хочет, чтобы его любили, чтобы жизнь была светлой, радостной).
Как это прекрасно - творить добро, делать других счастливыми!
"СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!". Именно эти слова поэта Александра Яшина мы возьмем в качестве эпиграфа к уроку.
- Добрые дела совершает какой человек? (Добрый).
- Что значит быть добрым? (Добрый - отзывчивый, чуткий, делающий добро).
2. Внимание на экран! Вы видите перечень имен прилагательных. Это синонимы слова добрый, но среди них есть лишнее слово. Назовите его.
Слайд № 8
- Сердечный
- Благосклонный
- Незлобивый
- Коварный
- Душевный
- Сочувственный
- Сострадательный
- Бескорыстный
- Беззлобный
- Милый
(Коварный - хитрый, скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел, а также выражающий это качество.) Слайд № 9
3. Чтение материала учебника (стр.12-13)
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?
4. Говорят, доброта начинается с детства. В. А. Сухомлинский писал, что человек "именно в детстве должен пройти эмоциональную школу воспитания добрых чувств". Герои известных вам сказок учат нас добру и милосердию. Давайте вспомним эти сказки. ("Снежная королева" Андерсена, "12 месяцев" Маршака:.)
5. Физминутка. (Учащиеся хлопают в ладоши положительным, добрым персонажам)
Снежная королева, Герда, баба-яга, Крошечка-Хаврошечка,Чудо-юдо, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая Слайд № 10
Большая часть произведений писателей и поэтов призывает нас быть добрее и душевнее. Вопреки всему герои стремятся к добру.
lV. Анализ текста Ю. Байнова "Неведомый помощник". Слайд № 11-14
- О чём данный текст? Какова основная мысль текста? Докажите словами текста.
("Свет не без добрых людей и не без добрых птиц. Помни добро. И всякому попавшему в беду посильно помогай". Это слова мудрого Ворона в конце сказки.)
- Определите жанр текста. (Сказочное повествование.)
Какие сказочные и разговорные выражения использованы в тексте?
(Жили в ладу да в согласии, воробьята, несмышлёныши, свет не без добрых людей, куда только не обращалась; постоянные эпитеты : мудрый ворон, злой мальчик, добрые люди, уютное гнёздышко, радостные забавы, благодарные сердца, зёрна доброты.)
- Назовите основные сказочные персонажи. Кто из них неизвестен? Почему?
- Почему слова Воробьиха и Воробей пишутся в этом тексте с большой буквы?
- Как вы понимаете конечную фразу сказки: " Зёрна доброты дают хорошие всходы в благодатных сердцах"?
Задание по группам:
А) Объясните различие в лексическом значении следующих слов:
благородный - благодарный (человек)
(Благородный - способный пренебречь личным интересами, высоконравственный, честный; благодарный- чувствующий признательность за оказанное добро, выражающий признательность.)
Б) Найдите толкование слов корыстный, корыстолюбивый - бескорыстный
(Корысть - выгода, материальная польза ; бескорыстный - чуждый расчётов на личную выгоду; корыстолюбивый- стремящийся к наживе, жадный к деньгам.)
- Какие элементы реальной жизни описаны в сказке?
V. Закрепление изученного. Рефлексия.
В наш век стремительных перемен нужно быть сильным, волевым, но не следует забывать о чуткости, добре. Важно сохранить это ценное качество - способность делать добро!
А сколько пословиц и поговорок о добре! Вот некоторые из них: Слайд №15
Доброму человеку весь мир - свой...
Худо тому, кто добра не делает...
Доброе дело питает и душу...
Живи добрее, будешь всем...
Добрый человек живет...
Ваша задача - завершить мысль.
- Итак, что же такое добро и что такое зло?
- Почему знание о добре и зле важно для людей?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что такое доброта? Давайте соберем корзинку добра, таким образом ответив на данный вопрос.
Итак, доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
Итак, давайте творить добро и в большом, и в малом! Ведь добрые сердца - сады, добрые слова - корни, добрые мысли - цветы, добрые дела - плоды.
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Спешите делать добро!
Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.
/В.Суслов./ Слайд №16
Vl. Домашнее задание. (Стр. 15, вопрос №1) Слайд №17
ПРИЛОЖЕНИЕ
Неведомый помощник
(Сказка)
Воробьиная семья, как и все счастливые семьи, жила в ладу да согласии. Весной Воробей и Воробьиха устроили уютное гнёздышко под крышей старого амбара в поле, неподалёку от деревни, и в один из тёплых летних дней в нём появились на свет четверо воробьят.
Забот у молодых родителей прибавилось, но это были радостные заботы. Папа Воробей и мама Воробьиха неутомимо летали по окрестным рощам в поисках пищи и кормили своих милых, не страдающих отсутствием аппетита детишек.
И всё было бы хорошо, не случись беды: папу Воробья подстрелил из рогатки злой мальчишка. Горько плакала мама Воробьиха, тяжело переживая потерю кормильца. Но надо было жить и растить несмышлёнышей, которые нуждались в уходе.
Мама Воробьиха выбивалась из сил, но не могла вдоволь запастись кормом на всю семью.
По соседству жило много других птичьих семей, у каждой была своя жизнь, свои заботы, и, казалось, что никто не замечал, как тяжело приходится маме Воробьихе.
Правда, как-то раз важная Утка предложила ей пучок водорослей.
Это очень калорийная пища, - убеждённо заявила она. - Её так много в нашем пруду. И добыть легко. Я научу тебя:
Мама Воробьиха сердечно поблагодарила Утку, но отказалась: этот корм не для воробьёв. Утка обиделась: какая Воробьиха заносчивая и неблагодарная, детишки голодают, а она от помощи отказывается:
Воробьята росли, им требовалось всё больше еды. Мама Воробьиха выбивалась из сил и совсем было отчаялась, как вдруг почтальон Грач принёс посылку. Раскрыла она ящичек, а в нём вкусные хлебные крошки, зёрна просяные, овсяные и прочие воробьиные лакомства.
- Кто же это всё прислал? - спросила взволнованная и растерянная мама Воробьиха.
- Не знаю, - пожал плечами Грач. - Обратный адрес на посылке не указан.
Улетел почтальон Грач дальше. А в бедном семействе впервые после гибели папы Воробья все вдоволь наелись.
Через день история повторилась. И так до тех пор, пока воробьята не встали на крыло. Растроганная мама Воробьиха не раз пыталась найти и поблагодарить бескорыстного помощника, куда только не обращалась, даже к всезнающей Сороке, но и та ничем не могла помочь.
А мудрый Ворон, выслушав её, сказал:
- Свет не без добрых людей, говорят. И не без добрых птиц. Помни добро: И всякому попавшему в беду посильно помогай.
Последние слова он мог бы и не говорить. Ведь зёрна доброты дают хорошие всходы в благородных сердцах. (Ю. Байнов)