Цель:
Образовательная:
- закрепление знаний об имени существительном ,отработка навыков грамотного письма; выделять существительное по ряду признаков;
Развивающая:
- развивать абстрактное мышление, психический процесс обобщения через определение грамматических категорий имени существительного;
- развитие речи учащихся, орфографической грамотности;
Воспитательная:
- воспитывать умение отстаивать своё мнение, доказывать ;
- воспитание ответственности за выполняемое дело;
- прививать любовь к предмету;
Коррекционная:
- корректировать речь учащихся;
- отрабатывать умения полученных знаний по теме;
- создание психологического комфорта на уроке;
- предупреждение учебной перегрузки;
Тип урока: обобщение
Оборудование: магнитная доска, домики-памятки, приложения
Ход урока
1. Организация класса (проверка готовности к уроку)
2. Запись даты, письмо.
жш, зс, бп, гк, дт
- Что это за буквы? Почему они "взялись за руки"?
3. Орфографическая пятиминутка
а) Диктант
Дорожка,сапожки,ромашка,книжка,крышка,пташка,варежка,ложка,застёжка,кружка.
Задание: Запишите слова в 2 столбика. В первый те, что пишутся с буквой Ж, во второй - с буквой Ш.
б) Проверка(один из уч-ся зачитывает слова первого столбика; дети, согласные с отвечающим, показывают сигнал "+", образованный из перекрещения карандаша и авторучки; дети не согласные ,показывают сигнал "-" и доказывают свою правоту или убеждаются в том, что ими допущена ошибка.
Также зачитываются слова из второго столбика.
г) Итог
Оцените сами свой диктант в сравнении с предыдущим на эти же парные согласные.
4. Сообщение темы урока.
- Ребята, вы записывали слова и делили их на две группы в зависимости от букв в середине. А в каком подъезде большого дома "Речь" будут жить эти слова? (Приложение 1)
- Почему все слова, что мы записали, являются именами сущ-ми? (Дети по разному обосновывают свои ответы: по вопросу, по ЛЗ)
- Сегодня имена существительные переезжают в отдельный дом. А вы им в этом поможете, вспомните всё, что знаете об имени существительном.
У существительных новоселье, а нам предстоит подготовить дом, какие слова нашей речи - могут жить в этом домике.(обращение к дому Приложение 1; у детей на партах уже лежат домики-памятки - Приложение 2)
- Для того, чтобы войти в домик, слово должно подняться по ступенькам, открыть дверь и, войдя внутрь ,выглянуть в каждое окошко.
Только тогда его можно назвать существительным.
5. Обобщение знаний об имени существительном.
а) Толкование термина ЛЗ
- Как вы понимаете слово существительное? Подберите родственные слова.(Дети с помощью учителя выходят на слова существует, существо)
- Это то, что имеет суть. Когда древние люди начинали говорить, то первоначально у них возникала необходимость называть то, что их окружает: предметы. Напишем на крыше домика ПРЕДМЕТ. Слова, которые обозначают предметы, которые вас окружают, являются, без сомнения, имени существительными. Назовите такие слова (называют)
б) Постановка вопроса к слову.
Отгадайте загадку.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю.
И вам хочу помочь. (светофор)
(На магнитной доске - Приложение 3)
- Как вы понимаете, что такое светофор?
- Что вы о нём знаете?
- К какой части речи относится слово светофор (записывается на доске и в тетради)
- Что обозначает?
- Ребята, скажите, а кто такой инспектор?(самый главный человек на улице, регулирующий движение - Приложение 4)
Запись слова инспектор на доске и в тетради.
- На какой вопрос отвечает слово инспектор?
- На какие группы можно разделить картинки (светофор, инспектор на магнитной доске)
- На какой вопрос отвечает слово, обозначающее предмет первый? второй?
- Для того, чтобы подняться на ступени домика, слово должно ответить на один из вопросов: кто? что? Давайте запишем их на ступеньках дома.
- Назовите по одному слову с вопросом кто? что?
в)Род имени существительного.
-Продолжим наблюдения за словами .Учёные тоже ведут наблюдения. Вот что они заметили: слово-существительное можно разделить на 3 группы. Оно родилось таким: женского, среднего или мужского рода. Только имея род, слово может войти в дверь домика. Запишем это на дверях .Это будут ручки.
- Ж.р.
- М.р.
- Ср.р.
- За какую из ручек откроют дверь ваши слова? (Каждый "впускает"своё слово в домик)
Физминутка
г) Изменение существительного по числам.
- Ваше слово попало в дом и поглядывает в окна. Выглянет в одну створку-там (показываю 1 предмет) карандаш. Выглянет в другую створку и уже (показывается много предметов)карандаши.
- Что происходит с существительными?
- Запишем в первое окошечко. (Приложение 5)
- Пусть ваше существительное выглянет в одну и в другу створку.(изменяют свои слова)
д) Наблюдение за ролью имён существительных в предложении.
На доске записаны слова: столе, на, карандаш, лежит.
- Всё ли понятно в предложении?
- Какое задание можно предложить?
- Запишите предложение. Разберите по членам. Найдите существительные.
- Какими членами в предложении они могут быть?
6. Упражнение в определении всех грамматических признаков имени существительного.
Изучая дальше эту часть речи, мы будем заполнять окошечки. А сейчас каждый из вас получит слово и подумает, будет ли оно называться именем существительным, т.е. жить в домике?(карточки-слова; Приложение 6)
- Называйте своё слово и рассказывайте ,смогли ли вы "завести" его в домик .Все слушают и соглашаются, показывая "+", или не соглашаются знаком "-" .
7. Итог
- Когда же слово можно с уверенностью назвать существительным? Обращение к домику, который приобрёл вид (Приложение 7)
8. Д/з
- oзнакомиться с правилом на стр.191
- составить и записать предложение о море.
- упр №474 (выборочно)