Цели урока: создать условия для совершенствования языковедческой компетентности через повторение орфограмм, связанных с глаголом, что будет способствовать воспитанию бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры.
Тип урока - урок повторения.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска с интерактивным маркером.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: проверка готовности к уроку.
2. Мотивационно-ориентированный.
Цель: организация целенаправленной работы учащихся.
Учитель побуждает учащихся сформулировать тему урока. Включает презентацию рисунок 1 (приложение 1).
- Посмотрите на экран и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Учащиеся формулируют тему " Повторение по теме "Глагол". Правописание глаголов")
Верно. Сегодняшний урок - один из уроков повторения по теме "Глагол".
Вы правильно назвали тему, которую мы будем повторять. Но это будет не только урок повторения, но и урок систематизации знаний. Возможно, для кого-то из вас он послужит ещё и уроком изучения нового материала. В любом случае, надеюсь, что этот урок будет полезным для каждого из вас.
Учитель включает презентацию рисунок 2 (приложение 1). Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Затем учитель побуждает учащихся сформулировать цель урока.
Включает презентацию рисунок 3 (приложение 1).
- Скажите, насколько важна для каждого из вас данная тема?
- Для чего каждому из вас необходимы знания о глаголе?
Обобщает сказанное.
Учащиеся формулируют цель:
- Повторить материал по данной теме (правописание, произношение, употребление в речи). Высказывают своё мнение о необходимости знаний о глаголе.
Каждый из вас определил свою цель повторения темы, но есть одна, очень важная цель, знания русского языка. Она, на мой взгляд, очень ёмко и чётко дана в словах великой русской поэтессы А.А.Ахматовой. Так давайте же помнить о своей ответственности перед будущим поколением, знать и любить "...могучий, великий русский язык".
Учитель включает презентацию рисунок 4 (приложение 1).
3. Планирование.
Цель: организация осознанного выбора правил для повторения о правописании глагола, ведущего к достижению цели.
Учитель предлагает учащимся проанализировать свои знания о глаголе:
- Что вы знаете о правописании глаголов?
- А что бы вы хотели повторить (какие орфограммы)?
Учащиеся предлагают повторить орфограммы:
- Не с глаголами;
- Буква Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения;
- Мягкий знак после шипящих в глаголах;
- Непроверяемые гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени.
Записывает на доске предложения учащихся, анализирует, благодарит за работу.
Включает презентацию рисунок 5 (приложение 1).. Предлагает следующий план повторения темы с учётом пожеланий учащихся.
4. Реализация плана.
Цель: создание условий для развития языковедческой компетенции через повторение правописания глагола.
Учитель предлагает начать работу с выполнения задания по орфоэпии.
- К сожалению, мы не часто слышим речь, в которой соблюдаются орфоэпические нормы. Задание, которое мы будем выполнять, позволит повысить уровень речевой культуры.
Задание. Прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует рисунок 6 (приложение 1).. Ученики читают текст, соблюдая орфоэпические нормы. Исправляют ошибки, произнося правильно слова. Затем один из учеников, выйдя к доске, расставляет ударение в словах, используя электронное перо.
Задание. Расставить ударение в глаголах. Провести самопроверку. Учитель включает презентацию, на интерактивную доску проецирует рисунок 7 (приложение 1).
Вызывает учащегося к доске, просит выполнить задание. В случае затруднения или неправильного выполнения задания предлагает учащимся включиться в работу, предложить вариант ответа. После выполнения задания предлагает учащимся осуществить самопроверку, используя подсказку - приём "скрытого текста" (правая часть доски закрыта шторкой). Благодарит за работу.
Рефлексия.
Просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности.
- Чему задание помогает учиться?
- Что было трудно?
- Что было легко?
- Что нового узнали?
Учащиеся анализируют свою деятельность и уровень знаний по теме, аргументируют свои ответы.
Далее учитель предлагает продолжить работу по реализации плана урока и повторить орфограмму "Не с глаголами". Учащиеся слушают грустную историю "Сила любви". Учитель проецирует поочерёдно рисунки 8, 9,10, 11, 12 (приложение 1). Слайды озвучены учителем.
Грустная история "Сила любви"
Грустную и упрямую частицу - НЕ - полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. -НЕ- постоянно перечила Глаголу. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю". Частица -НЕ- никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды -НЕ- говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь и привезёшь мне прекрасную розу, выращенную Маленьким принцем".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, произведениям. Когда же он возвратился после долгой разлуке к своей возлюбленной, она, всё же скучая по нему, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.
Учащиеся формулируют правило о правописании не- с глаголами
Учащиеся слушают историю о Частице -НЕ- и Глаголе, сопровождаемую показом слайдов, и формулируют правило о правописании НЕ- с глаголами.
Затем учитель предлагает углубить знания по теме, знакомя учащихся со следующим правилом: пишутся слитно глаголы с составной приставкой - недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению антонимична -пере -) недосолить - пересолить, недооценить - переоценить, недоварить - переварить. Рисунок 13 (приложение 1).
Далее учащимся предлагается закрепить изученное правило, рисунок 14 (приложение 1).
Задание: Определите, как пишутся глаголы с частицей -НЕ-. Распределите глаголы по столбикам (I вариант - слитно, II - раздельно). Работа выполняется самостоятельно на местах, затем сверяется с выполненной работой у доски.
Беседа с учащимися анализирующего характера:
- Какие другие, знакомые вам орфограммы вы увидели в записанных словах?
- Расскажите о правописании Ь после шипящих в глаголах?
- Расскажите о правописании Е и И в корнях с чередованием, приведите примеры.
Работа с учебником. Упр. 463.
Задание: Найдите в тексте слова на данные орфограммы и объясните правописание глаголов. Упражнение выполняется устно, ученики называют слова, аргументируя выбор, объясняют правописание глаголов.
Рефлексия:
- Какие правила правописания глагола повторили, закрепили?
- Что было трудно?
- Что было легко?
- Что новое узнали? (Дети отвечают на вопросы)
Учитель предлагает продолжить работу по реализации плана урока. Повторение орфограммы "Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения".
Рисунок 15 (приложение 1). Используется приём "скрытого текста". Алгоритм спрятан за шторкой. По мере повторения шторка опускается.
Расскажите, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
Рисунок 16 (приложение 1). Учащиеся вспоминают рифмовку о правописании глаголов I и II спряжения (слова - исключения).
Закрепление правила рисунок 17 (приложение 1). Все работают на местах, два человека поочерёдно выходят к доске и выполняют задание: образовать глаголы 2 лица ед. числа, записать их на доске, обозначить орфограмму "Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах". Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует правильность выполнения.
Затем проводится рефлексия после данного вида деятельности.
Задание. Игра "Найди ошибки". Рисунок 18 (приложение 1).
Учитель просит найти ошибки в орфограммах, связанных с темой "Правописание глаголов". Все работают на местах, а один ученик выходит к интерактивной доске и при помощи электронного пера исправляет ошибки.
Повторение орфограммы "непроверяемые гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени". Учитель включает презентацию, на интерактивную доску проецирует рисунок 19 (приложение 1).
- Скажите, почему я написала "лёгкое правило"?
Ученики отвечают на вопрос, выдвигая различные версии, аргументируя свою точку зрения. Учитель предлагает на практике проверить данный тезис и убедиться в правильности или опровергнуть его. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует рисунок 20 (приложение 1). Учащиеся самостоятельно по образцу выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку, работая в парах.
Задание: образуйте глаголы прошедшего времени, обозначьте орфограммы.
На примере одного глагола показывает образец выполнения задания.
Предлагает выполнить задание самостоятельно. Наблюдает за работой учащихся, предлагает осуществить взаимопроверку.
Рефлексия.
Учитель просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности.
- Согласны ли вы с моим утверждением или нет?
- Выберите для себя утверждение: "Я хорошо знаю это правило и успешно его применяю".
"Я повторил и закрепил это правило, теперь буду успешно его применять".
Учащиеся отвечают на вопросы, индивидуально анализируя знания по теме, которую повторили.
Далее учитель включает презентацию, на интерактивную доску проецирует рисунок 21 (приложение 1).
Задание: найди слово, скрытое за шторкой (клеил). Объясни свой выбор.
5. Гимнастика для глаз.
Цель: Снятие зрительного утомления.
6. Рефлексия.
Цель: Способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность.
Учитель задаёт вопросы учащимся, побуждая их к анализу своей деятельности на уроке:
- Чем данный урок был полезен для вас?
- Какие пробелы в знаниях помог восполнить?
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
- Чем хотели бы заняться на следующем уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, тем самым, подводят итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на уроке.
Затем учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням. Рисунок 22 (приложение 1). Учащиеся осуществляют итоговую самооценку. Оценивают своё состояние и степень достижения цели, поставленной для себя в начале урока. Комментируют. Учитель благодарит учащихся за работу.
7. Домашнее задание.