Повторение в начале года на материале рассказа Т.Толстой "Сомнамбула в тумане"

Разделы: Русский язык


“По-разному входят в литературу. Бывает, врываются со скандалом, эпатажем, с пощечинами общественному вкусу; бывает, мнутся в прихожей, оттаивают и обвыкают, всё набираясь решимости заговорить своим голосом”. По мнению Бахнова Л., Татьяна Толстая вошла “твердо, независимо и спокойно”. Ее дебют в 1983 году сразу же обратил на себя внимание критики, вызвав массу разноречивых рецензий. Одни рецензенты вписывают имя Т. Толстой в “женскую” прозу (В. Токарева, Л. Петрушевская, В. Нарбикова). Другие ставят автора “Кыси” в иной типологический ряд: В. Ерофеев, Вяч. Пьецух, В. Нарбикова, С. Каледин, В. Пелевин. Однако все признают её одним из самых ярких авторов нового литературного поколения.

Прекрасная возможность познакомиться с произведениями Т.Толстой – дидактический материал на основе её произведений. Подобные фрагменты могут использоваться на уроках повторения в 8-х и 9-х классах и помогут учащимся подготовиться к ГИА.

8-9-е классы

Повторение в начале года на материале рассказа Т.Толстой “Сомнамбула в тумане” (1988 г.)

1 ВАРИАНТ

(1) Глубокой ночью он взлелеял мысль о том, что хорошо бы встать во главе какого-нибудь небольшого, но чистого движения. (2) Скажем, за честность. (3) Против воровства, допустим. (4) Очиститься самому и позвать за собой других. (5) Для начала вернуть все зачитанные книги. (6) Не заигрывать спички и авторучки. (7) Не красть туалетную бумагу в учреждениях и междугородных поездах. (8) Потом больше, больше – и, глядишь, потянуться люди. (9) И пресекать зло, где бы ни встретил. (10)Глядишь – и помянут тебя добрым словом.

  1. Подберите синоним к слову взлелеять в предложении 1.
  2. Выпишите из отрывка слово, правописание приставки в котором определяется правилом: “Приставка пре– пишется, когда она близка по значению к пере-.
  3. Выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: “В причастиях пишется нн, если оно образовано от глагола совершенного вида”.
  4. Укажите способ словообразования слов допустим, авторучка.
  5. Выпишите все частицы и укажите разряд по значению.
  6. Из предложения 4 выпишите все местоимения и укажите разряды по значению.
  7. Выпишите все причастия, разделив их на морфемы.
  8. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из предложения 1.
  9. Укажите номер(а) предложения(й), осложнённого(ых) вводным словом.
  10. Укажите в предложении 10 троп, который даёт образную характеристику предмету. Этот троп обладает выразительной силой, образностью.

2 ВАРИАНТ

(1) Я знаю. (2) Я поставлю памятник забытым. (3) Пусть это будет плоское место в степи, без ограды, без знаков, пусть растёт там ковыль или камыш, пусть солнце выжжет землю, чтобы выступила соль, пусть валяется там щебень или битое стекло, пусть вечерами воет шакал или пирует разудалая компания. (4) Привет вам, консервные банки, и вам, пивные пробки, слава плевкам, ура раздавленным помидорам. (5) Холм мусора или соляная проплешина, шорох ковыля или свист ветра – всё хорошо, всё безразлично, ничего не страшно забытым, – ведь с ними уже ничего больше не может случиться.

  1. Подберите синоним к слову безразлично в предложении 5.
  2. Выпишите из предложения 3 слово с чередующейся гласной в корне слова, написание которой зависит от последующей согласной.
  3. Выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: “В причастиях пишется нн, если оно образовано от глагола совершенного вида”.
  4. Укажите способ словообразования слов памятник, выжжет.
  5. Выпишите все наречия, укажите разряд(ы) по значению.
  6. Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательного плоское из предложения 3.
  7. Выпишите все причастия, разделив их на морфемы.
  8. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из предложения 3.
  9. Укажите номер(а) предложения(й), осложнённого(ых) однородными членами.
  10. Укажите в предложении 5 троп, при котором слово употребляется в переносном значении; это словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.

ОТВЕТЫ

1 ВАРИАНТ

1) Задумать;
2) пресекать;
3) зачитанные;
4) суффиксальный, сложение;
5) бы (формообразующая), не, ни (отрицательные);
6) самому, других (определительные), (за) собой (притяжательное);
7) за-чит-анн-ые;
8) он взлелеял мысль, хорошо бы встать;
9) 2, 3, 8, 10;
10) добрым словом (эпитет).

1 ВАРИАНТ

1) всё равно;
2) растёт;
3) раздавленным;
4) суффиксальный, приставочный;
5) хорошо, безразлично, (не) страшно (определительные);
6) более (менее) плоский, самый плоский;
7) раз-давл-енн-ым, за-быт-ым;
8) это будет, растёт ковыль или камыш, солнце выжжет землю, выступила соль, валяется щебень или стекло, воет шакал, пирует компания;
9) 3, 4, 5;
10) соляная проплешина, шорох ковыля, свист ветра (метафора).