Предложение. Грамматическая основа

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  • Образовательные: систематизация знаний по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; повторить основные вопросы по теме; обеспечить усвоение темы для составления текстов.
  • Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять свои работы. Развитие творческих способностей на основе практической работы.
  • Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Задачи:

  • Закрепить знания понятий:
    синтаксис,
    пунктуация,
    словосочетание.
  • Раскрыть понятия “главные члены предложения”, “простое предложение”.
  • Развивать умения находить грамматическую основу предложения.
  • Развивать навыки составлять предложения по схемам.
  • Формировать навыки самостоятельной работы.

Тип урок: Изучение нового материала.

Формы работы на уроке:

– Фронтальный опрос учащихся (письменный словарный диктант);
– Фронтальная работа с учащимися;
– Самостоятельная работа в тетрадях с использованием учебника;
– Групповая работа на закрепление изученного материала.

Оборудование урока:

Тетради учащихся;
Карточки.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

Тема на доске “Предложение. Грамматическая основа”. Сообщение целей урока.

2. Актуализация изученного материала.

– Опорные знания: (устный опрос).

  • Из каких частей состоит словосочетание?
  • Какие связи возникают в словосочетании?
  • Чем словосочетание отличается от слова
  • Что не является словосочетанием?

3. Изложение нового материала: (запись темы урока в тетрадях).

Задание:

Выделите грамматические основы в предложениях.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Я люблю наблюдать листопад. Потянуло вечерней прохладой. Сумерки. Вечерело. Я иду за дровами для костра. Улетают последние перелетные птицы.

  • Какое предложение называется простым?
  • Из каких членов предложения может состоять грамматическая основа?
  • Какие признаки предложения еще не называли?
  • Для чего служат предложения?

4. Первичное закрепление изученного материала.

1) Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Прочитайте. Выпишите с текста только простые предложения.

Вечерело. Быстро сгущались сумерки. На высоком небе робко проступали первые звездочки. Деревья сливались в одну темную массу, стояла мертвая тишина

Карточка № 2.

Прочитайте. Выпишите с текста только простые предложения.

Моросит. Ветер срывает с деревьев омытые дождем листья, они попадают в грязь. Низко над землей ползут серые облака. В лощинах дымится туман.

2) Выборочное списывание.

Выбрать из текста и записать простые предложения:
2 предложения с двумя главными членами;
2 предложения с одним главным членом.

Тишина. Дело оказалось необыкновенной важности. Лето кончилось. Чудесный вечер. Янтарем и рябинами загорелись листья. Бредешь лесной тропинкой и любуешься окружающей тебя красотой. Пусто стало на душе у Гришки. Меня снова потянуло к нему. Светает.

3) Составьте предложения по заданным схемам.

5. Итог урока.

Вывод:

  • Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
  • Главные члены составляют его грамматическую основу.
  • Для предложения характерна интонация конца предложения.
  • Грамматическая основа предложения может состоять как из двух главных членов предложения, так и из одного члена.
  • Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.
  • Предложения служат для того, чтобы сообщать, выражать просьбу, совет, приказание.

6. Домашнее задание: § 27, упр. 134.

7. Выставление оценок.