Цели урока.
- Образовательные: систематизация знаний по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; повторить основные вопросы по теме; обеспечить усвоение темы для составления текстов.
- Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять свои работы. Развитие творческих способностей на основе практической работы.
- Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Задачи:
- Закрепить знания понятий:
синтаксис,
пунктуация,
словосочетание. - Раскрыть понятия “главные члены предложения”, “простое предложение”.
- Развивать умения находить грамматическую основу предложения.
- Развивать навыки составлять предложения по схемам.
- Формировать навыки самостоятельной работы.
Тип урок: Изучение нового материала.
Формы работы на уроке:
– Фронтальный опрос учащихся (письменный словарный диктант);
– Фронтальная работа с учащимися;
– Самостоятельная работа в тетрадях с использованием учебника;
– Групповая работа на закрепление изученного материала.
Оборудование урока:
Тетради учащихся;
Карточки.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
Тема на доске “Предложение. Грамматическая основа”. Сообщение целей урока.
2. Актуализация изученного материала.
– Опорные знания: (устный опрос).
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Какие связи возникают в словосочетании?
- Чем словосочетание отличается от слова
- Что не является словосочетанием?
3. Изложение нового материала: (запись темы урока в тетрадях).
Задание:
Выделите грамматические основы в предложениях.
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Я люблю наблюдать листопад. Потянуло вечерней прохладой. Сумерки. Вечерело. Я иду за дровами для костра. Улетают последние перелетные птицы.
- Какое предложение называется простым?
- Из каких членов предложения может состоять грамматическая основа?
- Какие признаки предложения еще не называли?
- Для чего служат предложения?
4. Первичное закрепление изученного материала.
1) Работа по карточкам.
Карточка № 1.
Прочитайте. Выпишите с текста только простые предложения.
Вечерело. Быстро сгущались сумерки. На высоком небе робко проступали первые звездочки. Деревья сливались в одну темную массу, стояла мертвая тишина
Карточка № 2.
Прочитайте. Выпишите с текста только простые предложения.
Моросит. Ветер срывает с деревьев омытые дождем листья, они попадают в грязь. Низко над землей ползут серые облака. В лощинах дымится туман.
2) Выборочное списывание.
Выбрать из текста и записать простые предложения:
2 предложения с двумя главными членами;
2 предложения с одним главным членом.
Тишина. Дело оказалось необыкновенной важности. Лето кончилось. Чудесный вечер. Янтарем и рябинами загорелись листья. Бредешь лесной тропинкой и любуешься окружающей тебя красотой. Пусто стало на душе у Гришки. Меня снова потянуло к нему. Светает.
3) Составьте предложения по заданным схемам.
5. Итог урока.
Вывод:
- Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
- Главные члены составляют его грамматическую основу.
- Для предложения характерна интонация конца предложения.
- Грамматическая основа предложения может состоять как из двух главных членов предложения, так и из одного члена.
- Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.
- Предложения служат для того, чтобы сообщать, выражать просьбу, совет, приказание.
6. Домашнее задание: § 27, упр. 134.
7. Выставление оценок.