Развитие письменной речи на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности. Задача уроков русского языка в школе состоит в том чтобы повысить уровень речевого и письменного развития школьников усовершенствовать их умения и навыки. Однако все мы знаем, как ограниченные их возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное. Знаем, что они не умеют слушать за мыслью говорящего, выделять в высказываниях главную информацию.

Развивать письменную связную речь учащихся – это значит прививать им ряд умений:

– осмысливать тему;
– подбирать и располагать материал;
– пользоваться средством языка;
– исправлять, совершенствовать свою деятельность.

Упражнения в развитий письменной речи идёт в трёх направлениях:

1. Работа по картинке.

Расширяет и уточняет словарь детей, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения. Зрительные образы, которые дают картины, вызывает у детей эмоции и воспитывает образность, яркость речи. Работа по картине помогает детям научиться грамотно строить предложения.

2. Письменное сочинение.

Особенно большое значение имеет работа по картинке в выработке навыков устного рассказа и письменного сочинения.

Можно написать описание картины в таком направлении:

– сочинение по сюжетным картинкам;
– сочинение по одной картине;
– описание героя картины;
– описание места действия;
– сочинение от имени одного из героев картины.

3. Сочинение стихотворений.

Учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними.

Если с раннего возраста ребёнок пробует что – то сочинять, рифмовать, то к концу обучения школы эти возможности радуют его самого, а также родителей и учителей.

Главное – поддержать и направить в созидательное русло фантазию и воображение юных писателей и поэтов.

Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использовать комплекс вышеуказанных умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно.

Поэтому на каждом уроке четко определяю задачи обучения. Готовя учеников к очередному сочинению, рассказу для себя отмечаю:

– педагогическую цель упражнения, чему оно научит детей и как обогатить их мышление и речь;

– какое место он займёт в ряду других упражнений.

Успех обучения будет достигнуть лишь тогда, когда каждое упражнение, каждое новое умение учащихся будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений.

Систематическое выполнение упражнений невозможно без перспективного видения. Необходимо знать, какие трудности встретятся учащимся. Поэтому планируя деятельность учащихся таким образом, чтобы предусмотреть ошибки.

Предлагаю ряд нестандартных упражнений для развития письменной речи.

1. “Загадки – добавляки”

Помогают приучать детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу: они способствуют также ознакомлению с термином слово.

Красные щётки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые …(матрёшки)
У меня пропал носок,
Утащил его …(щенок)
Подготовлен самолёт
Он отправится в …(полёт)

2. Упражнение “Посмотри в словарь”

Это упражнение помогает научиться формировать значение тех или иных слов.

3. “Волшебная буква”

Пишу на доске любую букву. Например:

4. “Корреспондент” напиши заметку в газету.

Класс делится на отделы. Каждый отдел получает свою тему, например “Школьная столовая”, “Интересный урок”, “Мой одноклассник” и.т.д.

Предварительно провожу работу, как выбирать тему и составлять план к статье.

5. “Поменяй местами” упражнение на развитие строить предложения.

Красная ёлочка растёт в огороде.

Зелёная морковка радует ребят.

Успешность обучения достигается лишь в том случае, если на каждом уроке русского языка учит детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, грамотному оформлению мыслей. Учащиеся развиваются всестороннее и творческие их способности расширяются.

Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы запомнить что-либо, надо его изучить, узнать о нем по-больше.