Цели:
- Образовательные: знать способы выражения подлежащего, уметь находить грамматическую основу предложения.
- Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы.
- Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
Ход урока
Этапы урока. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Объяснение нового материала | |
Актуализация знаний. На доске высвечивается текст. Файл 1. – Из данных предложений выпишите слова, которые выступают в роли подлежащего. Какими частями речи они выражены? |
Выписывают в тетрадь: Я, ОНА, СОЛНЦЕ, ВОРОБЬИ, ЧАСЫ, ОНИ Делают вывод, что подлежащие в данном тексте выражены именами существительными и местоимениями. |
Учитель: Я думаю, вы уже поняли, о каком главном члене предложения мы сегодня будем говорить на уроке. Файл №2 | Формулируют тему урока: “Подлежащее”. Записывают в тетрадь. |
– Эта тема вам знакома, многое знаете из
курса начальной школы. Давайте вспомним, что мы
знаем о подлежащем. Сообщаются цели урока. |
Называют. (По мере ответов на экране высвечиваются пункты в колонке “ Знали”). |
– Выпишите из данных предложений грамматические основы (при затруднении используйте правило-помощник), внимательно проанализируйте и сделайте вывод о способах выражения подлежащего. | Выписывают грамматические основы, анализируют, делают выводы о способах выражения подлежащего. |
Файл 3 Файл 4 |
Проверяют. |
– Что нового узнали? Файл 5 |
Сверяют с записью на экране. Записывают в памятку. (Образец на экране). |
II. Применение знаний Работа с учебником. Упражнение 157 (по вариантам) |
|
III. Рефлексия – Выполните небольшой тест по вариантам. |
Выполняют упражнение. Проверяют, комментируют, называют способы выражения подлежащих в предложениях. |
Файл 7 Из данных предложений выпишите 1 вариант – подлежащие, выраженные именами существительными, 2 вариант – местоимениями. (Используйте правило– помощник). |
Анализируют предложения, записывают № ответов в тетрадь. |
– Поменяйтесь с соседом по парте
тетрадями, проверьте друг у друга ошибки. Файл 8 |
Взаимопроверка. |
– Поднимите, пожалуйста, руки, у кого нет ни одной ошибки, у кого одна, более одной? | Сигнализируют. Выставляют себе оценки на полях. У кого ни одной ошибки – “5”. |
IV. Итог урока | |
– Что узнали нового на уроке о подлежащем? Файл № 4 (повтор). | Называют. |
V. Домашнее задание Упр. из учебника или выписать примеры разных способов выражения подлежащего из литературы. |
Записывают в дневники. |