Главные члены предложения. Подлежащее. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Образовательные: знать способы выражения подлежащего, уметь находить грамматическую основу предложения.
  • Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации.

Ход урока

Этапы урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Объяснение нового материала

Приложение 1

 
Актуализация знаний.
На доске высвечивается текст. Файл 1.

– Из данных предложений выпишите слова, которые выступают в роли подлежащего. Какими частями речи они выражены?

Выписывают в тетрадь:

Я, ОНА, СОЛНЦЕ, ВОРОБЬИ, ЧАСЫ, ОНИ

Делают вывод, что подлежащие в данном тексте выражены именами существительными и местоимениями.

Учитель: Я думаю, вы уже поняли, о каком главном члене предложения мы сегодня будем говорить на уроке. Файл №2 Формулируют тему урока: “Подлежащее”.

Записывают в тетрадь.

– Эта тема вам знакома, многое знаете из курса начальной школы. Давайте вспомним, что мы знаем о подлежащем.

Сообщаются цели урока.

Называют. (По мере ответов на экране высвечиваются пункты в колонке “ Знали”).
– Выпишите из данных предложений грамматические основы (при затруднении используйте правило-помощник), внимательно проанализируйте и сделайте вывод о способах выражения подлежащего. Выписывают грамматические основы, анализируют, делают выводы о способах выражения подлежащего.
Файл 3
Файл 4
Проверяют.
– Что нового узнали?

Файл 5
Файл 6

Сверяют с записью на экране. Записывают в памятку. (Образец на экране).
II. Применение знаний

Работа с учебником. Упражнение 157 (по вариантам)

 
III. Рефлексия

– Выполните небольшой тест по вариантам.

Выполняют упражнение. Проверяют, комментируют, называют способы выражения подлежащих в предложениях.
Файл 7

Из данных предложений выпишите 1 вариант – подлежащие, выраженные именами существительными, 2 вариант – местоимениями. (Используйте правило– помощник).

Анализируют предложения, записывают № ответов в тетрадь.
– Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга ошибки.

Файл 8

Взаимопроверка.
– Поднимите, пожалуйста, руки, у кого нет ни одной ошибки, у кого одна, более одной? Сигнализируют. Выставляют себе оценки на полях. У кого ни одной ошибки – “5”.
IV. Итог урока  
– Что узнали нового на уроке о подлежащем? Файл № 4 (повтор). Называют.
V. Домашнее задание

Упр. из учебника или выписать примеры разных способов выражения подлежащего из литературы.

Записывают в дневники.