2 класс, 2 четверть.
Цели: показать, что знать и изучать русский язык интересно и увлекательно.
Задачи:
- Образовательные: повторение и закрепление знаний по ранее изученным темам, продолжать формировать навыки применения полученных знаний.
- Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умение формулировать выводы, развивать речь и лексический запас учащихся.
- Воспитывающие: воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, коллективизма.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями индивидуальные и групповые, запись музыкальных композиций на диске.
Структура урока:
- Вводная часть.
- Представление команд.
- Конкурс «Разминка».
- Конкурс «Составь предложение»
- Конкурс «Найди ошибки»
- Конкурс капитанов
- Конкурс «Отгадай скорее ребус»
- Итог. Рефлексия.
Ход урока
I. Вводная часть
Учитель: У нас урок русского языка. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать русский язык? (ответы детей)
Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. Всю жизнь человек находится в мире языка. И так, тема нашего урока…
В класс вбегает Зеленая скука. Она не здоровается.
Учитель: Кто это, ребята?
Зеленая скука: И здесь меня не узнают. (зевает, вынимает зеркальце, прихорашивается).
– Так узнали меня или нет?
(она поворачивается спиной, там листок с надписью «Зеленая скука»)
Зеленая скука: А что вы тут делаете?
Дети: Изучаем русский язык!
Зеленая скука: Как это интересно! Вы изучаете язык?
(рассматривает свой язык в зеркальце).
Дети: Изучаем орфограммы!
Зеленая скука: Какие такие арфягремы? Буквы знаете? Знаете. Ну и пишите буква к букве, вот и слово получится, а то арфягремы…(зевает). Скука ужасная.
Учитель: а ты, Зеленая скука, буквы-то знаешь?
Зеленая скука: Конечно, я ведь современно образованная скука. Правда, немножко зеленоватая. Сейчас я вам докажу, что достаточно знать буквы, и это самое главное. Вот я вам напишу словосочетание «русский язык»
(пишет «рускей изыг»)
Учитель: Ой-ой! Вот это ты написала! Ребята, сколько ошибок сделала Зеленая скука? (4)
– Исправьте, пожалуйста. И объясните орфограммы.
Зеленая скука: Подумаешь! И так все было понятно! Скучные у вас правила. (зевает). Смотрю я на вас и так мне вас жалко. Какие-то вы все не такие, и сидите вы и не так и не сяк. И настроение у вас ни то, ни се.
Учитель: Ребята, а давайте мы покажем ей, что изучать русский язык интересно и увлекательно.
Это и будет целью нашего урока. А чтобы Зеленая скука видела, что у нас на уроке скучно не бывает, мы проведем наш урок в форме интеллектуальной игры, устроим состязания команд.
– Жюри у нас уже есть – это учителя.
– За каждый правильный ответ – 1 балл.
II. Представление команд
1 команда «Солнышко» | 2 команда «Супердетки» | |
Девиз: | ||
«Свети всегда Свети везде. Свети на суше и в воде» |
«Супердетки – просто класс, Полюбуйтесь вы на нас!» |
III. Конкурс «Разминка»
– Проведем жеребьевку:
Какая команда первая придумает конец стихотворения, та и начнет игру первой:
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и … (будет молодец).
Учитель читает загадки, дети отгадывают, объясняют орфограммы.
Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил.
(дождь)
У нее во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала.
(щука)
Стучит, бренчит, вертится
Никого не боится.
Считает весь свой век.
А все не человек?
(часы)
С горы коняшки,
В гору деревяшки.
(лыжи)
В лесу у пня
Суетня,беготня.
Народ рабочий
весь день хлопочет,
Себе город строит.
(муравьи)
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.
(снежинки)
СЛАЙД (слова: дождь, щука, часы, лыжи, муравьи, снежинки)
Учитель: Что обозначают все эти слова-отгадки? (предмет)
– А что еще могут обозначать слова? (признаки предметов, действия предметов)
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов?
– Приведите по 2 примера слов, обозначающих признаки примеров и действия предметов.
IV. Конкурс « Составь предложение».
– как называются группы слов, связанных между собой по смыслу, которые выражают законченную мысль?
– составить из данных слов предложения
(прячется, деревом, под, зайчик)
(стрекочет, траве, в, кузнечик)
– проверка по слайду:
СЛАЙД (правильные предложения)
Зайчик прячется под деревом.
Кузнечик стрекочет в траве.
V. Конкурс «Найди ошибки»
(каждой команде дается листок с текстом с ошибками)
- Сабака жыла влису. Ана пошла искать товарищя. Сабака встретила человека. Анна осталась жыть у него.
- наша дачя была улиса. Утром мы шли на речьку. Мой товарищ поймал два лещя. Я поймал жырную щюку.
СЛАЙД (текст без ошибок)
- Собака жила в лесу. Она пошла искать товарища. Собака встретила человека. Она осталась жить у него.
- Наша дача была у леса. Утром мы шли на речку. Мой товарищ поймал два леща. Я поймал жирную щуку.
VI. Конкурс капитанов:
(выбрать один из листков, на одном написано «корень», на другом «суффикс»)
– что такое суффикс?
– что такое корень?
(задание командам)
– подобрать по рисунку слова, состоящие из корня и суффикса
СЛАЙД
(рисунки: дом, домище, домик, стул, стульчик, чайник, медвежонок, носище, носик, лисята)
– проверка:
СЛАЙД (слова: домище, домик, стульчик, чайник, медвежонок, носище, носик, лисята)
VII. Конкурс «Отгадай скорее ребус»
– Ребята, каждый из вас не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображены при помощи рисунков и различных знаков. Как называются такие необычные загадки?
– Отгадайте ребусы и переведите их на татарский и английский языки.
VIII. Итог. Рефлексия.
Учитель: А сейчас поручим нашему жюри подвести итоги.
(жюри подводит итоги)
– Ребята, на этом наша игра закончилась.
– Как там наша скука? Она вовсю помогала детям, и она, наверно, уже не та скука.
– Скука, тебе понравилась наша игра? Наши ребята?
Зеленая скука: Да! Очень понравилась! Я тоже хочу играть с ними! Хочу учиться в вашей школе!
Учитель: А вам, ребята, понравилось участвовать в игре?
– Как вы оцениваете свою работу?
Жюри подводит итоги.
Награждение команды-победителя.