Цели урока:
1. Образовательные:
- повторить изученный материал по теме "Члены предложения";
- повторить виды обстоятельств;
- дать понятие о сравнительном обороте, постановке запятых при нём;
- повторить правописание не с разными частями речи, н и нн в суффиксах причастий и прилагательных;
- повторить речеведческие понятия.
2. Развивающие:
- продолжить формирование у учащихся умений различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения;
- формировать умение ставить запятые при сравнительном обороте;
- продолжить формирование орфографической зоркости;
- продолжить формирование умений анализировать текст, выразительно его читать.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, сравнения, группировки;
- повысить интерес к истории родного города, воспитание патриотизма у учащихся.
Оборудование урока:
1. Русский язык: учебник для 8 класса.
2. Культура Башкортостана: учебник для 8 класса.
3. Текст.
4. Портрет М. Акмуллы.
5. Индивидуальные карточки.
6. Комплект цветных открыток "Стерлитамак ".
7. Карта Стерлитамака.
План урока.
Оргмомент. (запись числа, классной работы, тема урока не записывается)
I. Актуализация прежних знаний.
1. Фронтальный опрос.
Мы продолжаем изучение темы "Синтаксис".
Вспомним, что изучает синтаксис?
На наших уроках мы говорим о синтаксисе простого предложения.
- На какие группы делятся члены П (выстраивание Класстери).
- Назовите главные члены П.
- Какие виды сказуемого вы знаете?
- Назовите второстепенные члены П.
- Какие виды дополнения вам известны?
- На какие группы делятся определения?
- Назовите виды обстоятельств.
- Что мы образовали? Класстери.
2. Индивидуальная работа учащихся по карточкам
(проводится параллельно).
3. Работа с текстом
- Прочитайте предложения.
- Перед нами текст? Нет
- Почему?
- Перестройте абзацы так, чтобы получился текст.
- Раздать вторые листочки.
- Докажите, что получился текст.
- Определите тип текста. Докажите.
- Определите стиль текста. Докажите.
- Объясните написание не со словами - запись в тетрадь.
- Объясните написание н и нн в словах - запись в тетрадь.
- В тексте найдите обстоятельства, подчеркните их, определите значение (вид), чем выражено.
Текст №1
Однажды один башкир решил напоить в нём лошадь. Она внезапно сорвалась и утонула. Лошадь не нашли, но через какое-то время сломанный хомут выкинуло на поверхность водоёма. Из-за этого хомута озеро назвали Берхамут, что в переводе с башкирского означает "один хомут".
Стерлитамак окружён пятью реками.
С Берхамутом связано любопытное предание. За горой, под которой вырывается Берхамут, расположено небольшое озеро. Дна у него нет.
Водой мы пользуемся из источника Берхамут. Этот водоем с чистейшей, как хрусталь, водой имеет вид равнобедренного треугольника. Холодная, как лёд, летом вода его, благодаря быстроте течения, не замерзает зимой ни в какие морозы.
Текст №2
Стерлитамак окружён пятью реками.
Водой мы пользуемся из источника Берхамут. Этот водоем с чистейшей, как хрусталь, водой имеет вид равнобедренного треугольника. Холодная, как лёд, летом вода его, благодаря быстроте течения, не замерзает зимой ни в какие морозы.
С Берхамутом связано любопытное предание. За горой, под которой вырывается Берхамут, расположено небольшое озеро. Дна у него нет. Однажды один башкир решил напоить в нём лошадь. Она внезапно сорвалась и утонула. Лошадь не нашли, но через какое-то время сломанный хомут выкинуло на поверхность водоёма. Из-за этого хомута озеро назвали Берхамут, что в переводе с башкирского означает "один хомут".
(по С.Р. Минцлову)
II .Объяснение нового материала.
1. Наблюдение над языковым материалом
Работа с текстом №2
- Ребята, обратите внимание на обстоятельства как лёд, как хрусталь? Чем они отличаются от остальных обстоятельств? (выделены запятыми).
- Данные обстоятельства образа действия являются сравнительными оборотами, они вводятся в предложение сравнительными союзами.
- К какому виду союзов относятся сравнительные союзы? Назовите их?
- Какое пунктуационное правило можно сформулировать об обстоятельствах образа действия, выраженные сравнительными оборотами?
- Какие ещё обстоятельства выделяются на письме запятыми?(уступки, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами)
- Чтение правила.
2. Знакомство с правилом постановки запятых при сравнительном обороте (чтение правила в учебнике).
III. Закрепление нового материала.
1. Выборочный диктант - из упр.176 выписать предложения со сравнительными оборотами.
2. Беседа о роли сравнительного оборота в художественном произведении.
Какова роль сравнительного оборота в художественном произведении? (придаёт яркость, образность, является средством художественной изобразительности - сравнение)
3. Анализ лирического произведения.
В учебнике по культуре Башкортостана на стр. 194 даны четверостишия - рубаи Мифтахетдина Акмуллы. Рубаи - четверостишия назидательного, поучительного характера .Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов - один из крупных башкирских позтов-просветителей конца 19-го века. Более подробно с его творчеством познакомитесь на уроках КБ.
Найдите в рубаи Акмуллы сравнение? Запишите его, подчеркните.
Хотя творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы невелико, поэзия его разнообразна. В его стихотворениях выражены просветительские идеи. Поэт обращается к своему народу с пламенным призывом к просвещению, к знаниям. Акммула верил, что, став образованным, народ может избавиться от нищеты, бедности, социальной несправедливости. Как мы называем такого человека, преданного своему народу, отечеству? (патриот)
4. Словарная работа.
Слова патриот, патриотизм - слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Что обозначают данные слова?
Патриот- слово многозначное:
1. Человек, проникнутый патриотизмом (истинный патриот).
2. перен. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь (патриот своего города).
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
(патриотизм русских воинов).
Составьте сданными словами предложения: 1 вар-т со словом патриот.
2 вар-т - патриотизм.
5.Творческая работа по группам.
Ребята, какого человека можно назвать патриотом своего города?
А вы любите свой город?
Сегодня мы коснулись истории нашего "золотого" города, а теперь совершим прогулку по современному Стерлитамаку. В этом нам помогут открытки с видами города. Внимательно посмотрите на его достопримечательности и придумайте предложение со сравнительным оборотом.
IV. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.
В начале урока перед нами стояли следующие цели:.
- Реализовали мы их на уроке?
- Выставление и комментирование оценок.
V. Объяснение домашнего задания.
Чтоб упрочить ваше знанье, даю домашнее заданье.
П. 19,стр. 82, выучить словарные слова, упр. 178. (выписать предложения со сравнительными оборотами из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри").